Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Особенности обучения аудированию учащихся начальной школы на уроках английского языка" »
Особенности обучения аудированию учащихся начальной школы на уроках английского языка
Байгиреева Ж.М.
Филиал ФГБОУ ВПО «ТГУ» в г. Ишиме
В первую очередь рассмотрим, что такое аудирование. Методисты определяют его как это способность говорящего воспринимать информацию на слух, то есть – это слуховые свойства говорящего, направленные на восприятие речи собеседников с последующим её пониманием и воспроизведением. Хотя речь можно и не понимать, но при этом прекрасно воспроизводить, за это умение часто отвечает элементарная внимательность, а иногда и природная предрасположенность, основанная на генетических данных. Но это вовсе не значит, что к аудированию (развитию слуховых навыков) можно отнестись несколько поверхностно и даже легкомысленно в случае если ребёнок владеет так называемой «склонностью к изучению языков».
Аудирование - это один из четырёх видов речевой деятельности, и, мы считаем, вызывает наибольшие сложности и трудности при работе с ним. Это связано с тем, что для того, чтобы обучиться коммуникативным навыкам, то есть умению общаться, а общение-это вопросно-ответные отношения, прежде необходимо научиться слушать и слышать, то есть желательно понимать собеседника, чтобы диалог мог состояться. А как же обучиться коммуникативным способностям, если не развивать аудитивные навыки?
Очевидно, что одно невозможно без другого. Понимание иностранной речи на слух представляет большую трудность для учеников. Ведь, даже у носителей одного языка, представителей одной нации, есть свои диалекты, акценты, богатство речи, насыщенность лексико-грамматической базы говорящего, наконец, манера произношения. Также не следует забывать о беглости речи, посторонних шумах при прослушивание записи на аудио-видео носителях. Встречая столько трудностей, зачастую у школьников просто пропадает желание заниматься изучением иностранной речи. Многие специалисты, лингвисты придерживаются мнения, что именно языка аудирование на фоне других трёх видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо) занимает самую слабую позицию не только у учащихся, но и у преподавателей. Поэтому этот вопрос требует дополнительного изучения.
Для того, чтобы помочь детям младшего школьного возраста в плане формирования их аудитивных навыков на начальном этапе требуется использование такого приёма, как визуализация, то есть наглядность. Это могут быть жестикуляция мимика учителя - все те приёмы, которые максимально направляют маленького слушателя к правильному пониманию того, о чем говорится на иностранном языке. Не зря же гласит мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К тому же, существуют и другие проверенные временем, способы как мотивировать, заинтересовать и даже заинтриговать, а там и повысить желание ребят и их интерес к отработке аудитивных навыков и к изучению иностранного языка в целом. Конечно же - это игры, конкурсы, эстафеты, зарницы, смотрение мультиков, любимые передачи про братьев наших животных, чтение увлекательных сказок, слушание песенок, исполнение любимых стишков, постановки спектаклей и многие другие подобные вещи. Конечно всё это переводится на языке.
Необходимо помнить и о фонетической стороне языка. Ведь именно аудитивные упражнения отлично ставят произношения и далее помогают ориентироваться в акцентах и даже диалектах. Не следует забывать, что существуют британский, американский, австралийский, канадский варианты английского языка. Именно визуализация так замечательно развивает языковую логику, то есть такой важный лингвистический аспект, как принцип языковой догадки. Этот принцип крайне необходим, при изучении языка и работе над всеми четырьмя видами деятельности в целом, а особенно при индивидуальной работе над чтением. Поэтому именно комплексный подход позволяет наиболее быстро и эффективно освоить новый язык и научиться правильно его использовать. Важно не забывать, что все дети индивидуальны и каждый талантлив по своему, есть и такие, которые очень ранимы, застенчивы и стеснительны. Крайне необходимо учителю, перед работой с прослушиванием текста и последующим его вселить в ребят уверенность в том, что у них всё получится, они успешно преодолеют все трудности при аудировании, даже если какие-то слова будут ими не поняты. На данном этапе важна не столько точность полученной информации, сколько получение удовольствия от её прослушивания. В борьбе с этими факторами психологической особенности ребёнка, как раз и прибегают на помощь те самые психолого-педагогические приёмы, тактика: как игры, конкурсы и подобная деятельность. Всё то, что снимает напряжение на уроке, создавая мягкую и комфортную атмосферу, в которой рождается интерес, желание ребёнка учить язык и вместе с тем совершать для себя новые открытия в знакомстве с окружающим иностранным миром, его традициями, нравом и культурой.
Итак, аудирование должно быть необходимой, значимой частью ежедневной работы на уроках английского языка. Если не заинтересовать школьников, не дать им понять, что без ежедневного прослушивания настоящей английской речи, а значит, ежедневной отработки аудитивных навыков, языку обучиться невозможно.