Статья "Использование компьютерных и Интернет - технологий при обучении английскому языку"
Статья "Использование компьютерных и Интернет - технологий при обучении английскому языку"
В данной статье говорится о необходимости пересмотра традиционных форм урока, привлечении в учебную деятельность современных технологий, так как целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. В этом нам могут помочь Интернет-технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование компьютерных и Интернет - технологий при обучении английскому языку" »
Использование компьютерных и Интернет - технологий
при обучении английскому языку
Наша жизнь стремительно развивается, и школа в свою очередь меняется, пытаясь шагать в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, которое оказывает влияние на ситуацию в сфере образования, — это ускорение темпов развития. Стало важным не только и не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний. На современном этапе необходимо обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться, а это и является главной задачей новых образовательных стандартов, которые нацелены на реализацию развивающего потенциала общего среднего образования.
Учитывая современные условия и требования, мы ставим перед собой задачу развивать компетентности обучающихся, развивая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетентностный подход характеризуется тем, что он носит надпредметный, метапредметный характер, обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Особенно важно это сегодня, когда выпускник школы должен быть мобильным, креативным, способным применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно. Все эти факторы способствуют тому, чтобы учитель менял привычную структуру урока и традиционные педагогические технологии.
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, поскольку без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учащихся. Следовательно, свою педагогическую деятельность мы строим через решение следующих задач:
- формирование у обучающихся мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций для использования их в реальной жизни;
развитие опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
- воспитание уважения к чужой культуре, традициям, повышение культурного уровня учащихся посредством иностранного языка.
В преподавательской деятельности большое внимание мы обращаем на формирование мотивации, т.е. создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Результативность обучения связана с мотивацией учения, и это доказано педагогической практикой. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.Не последнюю роль в этом играют новизна получаемой информации, вовлечение учащихся в поисковую, творческую деятельность. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Во время традиционного урока главным носителем информации для ученика выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме, что может привести к «неуспешности» школьника, и на то есть свои причины – психологические особенности характера, тип восприятия информации и др. Однако современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения на уроке. Вывод напрашивается один - необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако следует отметить, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не означает исключение традиционных методов обучения. Традиционные виды работы позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте. В условиях введения в практику работы ФГОС НОО и ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Но уже сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке, ввести в практику работы учителя разработанные наукой и практикой инновационные технологии. Поэтому главной педагогической идеей нашего опыта стало повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся; повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами; систематическая работа над общим развитием учащихся; осознанный подход учащихся к процессу учения.
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин новая информационная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Концептуальные положения технологии следующие :
1)обучение - это общение ребенка с компьютером;
2) принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (выбирается темп работы, посильные задания для выполнения);
3)диалоговый характер обучения;
4)управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения учителем;
5)взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект- объект; субъект-субъект; объект-субъект;
6)оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
7)поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Появляется новое в процессе подготовки учителя к занятиям и в подходах к преподаванию предмета: разработка модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению, интерактивное взаимодействие "учитель- ученик - компьютер"; создание и использование презентаций Power Point и материалов Интернет.
Предстоит решить следующие задачи:
- внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения английского языка,
- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации, а также повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации,
- разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование,
- достижение необходимого уровня в овладении английским языком,
- интеграция различных видов деятельности (учебно -исследовательской, учебной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий,
- подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества,
- развитие социокультурной компетенции учащихся,
- повышение мотивации в изучении английского языка.
С помощью информационно - коммуникационных технологий на уроках можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; расширять словарный запас; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс культурное общество, жизнедеятельность которого строится на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Участвуя в нем на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Интернет, как информационная система, предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту, телеконференции, видеоконференции, возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере, доступ к информационным ресурсам- справочные каталоги, поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы и на уроке.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, как следствие, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Уроки, когда ребята могут пообщаться с реальными сверстниками (даже допуская ошибки в речи), значительно повышают мотивацию к говорению, способствуют практике языка, позволяют выявить пробелы в знаниях.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль учителя, основная задача которого поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками переходят на новый уровень- сотрудничество и совместное творчество. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Такой вид контроля позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся, что в свою очередь даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Какие же возможности дают Интернет – технологии для формирования универсальных способов действий учащихся на уроке английского языка. Обучение аспектам языка с помощью сети Интернет. Обучение лексики предполагает работу по введению нового лексического материала, активизацию лексики, лексические игры.
Для того, чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com (пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая наглядно продемонстрирует взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи и особенности их использования). Выбрав мышкой нужное слово, учащиеся смогут узнать всё многообразие его значений, сочетаемость с другими словами и словосочетаниями. Возможно, для ежедневной работы с лексикой этот способ не совсем подходит, но для самостоятельной работы учащихся он его трудно переоценить. Особо активные и мотивированные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика. Интернет поможет закрепить лексику по изучаемой теме. Главная задача учителя – подобрать информативный сайт, связанный с нужной темой. Например, тема урока “Места отдыха. В гостинице. Национальные празднества”. Учитель находит сайт www.adnams.co.uk/hotels, дающий фактическую информацию для туристов, но для нас интересный своим лексическим богатством и иллюстративным материалом. По ходу урока можно дать учащимся задание найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам, обозначив его преимущества. Таким образом, решается целый ряд задач – активизация лексики, поисковое чтение, устная речь – описание жилища, и что немаловажно, ученики столкнутся с необходимостью решения реальной задачи – отбор подходящего места отдыха.
Поисковые системы помогают найти Интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предлагают нам ссылки на интересующие нас игры. При наличии локальной сети, есть возможность поиграть всей группой, где учащиеся могут помогать друг другу,более того найти партнёров по игре где-нибудь за рубежом. Возможно, это не вариант для каждого урока, но завершение учебной четверти или изучения большого раздела учебника таким способом – посредством игры – кажется вполне приемлемым для повышения познавательной активности современных школьников.
Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего лишены учебники, а ведь очень часто они затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, на которые каждый из обратившихся в Интернет-форум может получить ответ или совет. Например, сайт www.teenadvice.org подходит для работы в группах по теме “Проблемы молодёжи” или “Что формирует личность и характер”, так как не выглядит слишком поучительным, авторами его являются сами подростки, это позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства”. В сети много сайтов, посвященных подобным видам деятельности и основанных на принципе Интернет-форумов, где мы можем вместе с учащимися попасть в разные уголки планеты и организовать дискуссию о любых проблемах – от личных до глобальных.
Обучение письмувыглядит не менее органичным элементом работы с Интернет прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Полезные ссылки: www.classroom.com, www.stolaf.edu/network/iecc, www.hut.fi, www.iecc.org ( pen-pal exchanges-друзья по переписке). Все виды письменных текстов (письма, открытки, документы, анкеты, резюме и многое другое), обучение которым тоже является частью обязательной программы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, можно не просто прорабатывать на уроке или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке.
Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративного материала и т.п. Главное - поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся.
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов в Интернет неограничен и не иссякаем – на языке оригинала можно прослушать концерт исполнителя, интервью с известным человеком, трансляцию популярного радиоканала и просто посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com), скачать и посмотреть фильм в оригинале.
При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнерами из разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка: формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания
на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети; совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других продуктов совместной деятельности партнеров; пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа социального и политического устройства общества;
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи.Необходимо наличие у учащегося возможностей или информационных ресурсов для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного. В процессе решения, учащийся должен проявить себя как личность, его действия должны зависеть, в первую очередь, от его мотивов и способностей.Таким образом, мы стремимся исключить механическое запоминание, характерное для традиционного подхода, и помогаем учащемуся приобрести личный опыт. В ходе выполнения проекта могут быть использованы следующие методы работы:
1 Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком случае просто образуется новая группа).
2 Переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация.
3 Редактирование работ и исправление ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
Примерные наборы заданий:
- поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;
- разместите информацию о себе;
- вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;
- для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы;
- примите не менее трех ответов на свои сообщения,
- предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание.
Результативность данной работы очевидна. Повышается уровень мотивации к предмету, учащиеся получают опыт международного общения, что способствует развитию межкультурной компетенции, совершенствуют свои умения в использовании Интернет - технологии как средства аутентичной коммуникации, источника информации.
Исследуя проблему использования новых педагогических технологий для развития компетенций учащихся, мы пришли к выводу, что такой подход обеспечивает формирование умений и навыков для решения различных коммуникативных задач эффективнее. Более того, умения решать коммуникативные задачи заметно улучшилось. И что самое главное, качество знания повышается.
Что дают информационные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным, учит каким способом можно получить эти знания; адекватно оценивать – себя, мир, свое место в мире, конкретные знания, важность или ненужность их для своей деятельности, а также методы иx получения или использования. Компьютер даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развивать творческие способности, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ. Диапазон использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом это является мощным средством повышения эффективности обучения. Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
При изучении английского языка могут применяться как типовое прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы,
предназначенные для усвоения английского языка: мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники. Использование современных технологий дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Библиография
1. Громыко Н.В. Как сценировать и проводить учебное метапредметное занятие. Выступление 20 августа 2010 года на семинаре в рамках конкурса «Учитель года» http://smdp.ru
2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112
3. Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11
4. Милыпина A.M. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21
5. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. Камерон, Москва, 2004 (http://iatp.projectharmony.ru)
6. Овсишер Г.М., Овсишер М.В.Интернет и образование: первые шаги. В сборнике: Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 1998. с. 88
7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
8. Тимченко М.Н., Ермолович Е.В. Использование интегрированных проектов в обучении информатике и английскому языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.14
9. Ферапонтов Г.А. Социокультурное и кросскультурное образование в школе XXI века. В сборнике материалов межрегиональной Урало- сибирской конференции выпускников программ Американских Советов: School in the XXI century: Skillful Teaching -Successful Learning. Новосибирск, 2003. с. 105
11 Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.151