Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика систем образования в англии и россии»
Министерство образования Омской области
БПОУ ОО Омский техникум мясной и молочной промышленности
Научно-исследовательская работа
по иностранному языку
по теме
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ И РОССИИ
Автор: Нестеренко Наталья
Научный руководитель: Дамер Н.А.
Омск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая часть исследования
Система образования в Великобритании
Виды школ Великобритании
Ступени образования в Великобритании
Школьная форма в Великобритании
Система образования в России
Практическая часть исследования
Проведение опроса среди студентов 1 курса о структуре системы британского образования
Различия и сходства высшего образования в Англии и России
Преимущества и недостатки образования в Англии и России
Заключение
Список литературы
Введение
Невозможно переоценить важность образования в современном мире. Сейчас образование называют социальным лифтом, оно дает возможность каждому человеку подняться в социальной структуре на то место, которое он заслуживает в соответствии со своим уровнем образования и личными качествами.
Актуальность исследования обусловлена модернизацией системы российского образования на фоне снижения престижа российского образования среди современных молодых людей.
Цель исследования: изучение системы образования Англии в сравнении с системой образования России.
Предметом исследования выступает сравнительная характеристика систем образования Англии и России.
Задачами исследования является:
рассмотреть этапы обучения в британских и российских школах и сравнить их;
рассмотреть типы школ в данных странах и провести сравнительный анализ.
выполнить анализ анкетирования студентов
Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты углубляют знания учащихся в данной области и информация, приведенная в ней, может быть использована на уроках английского языка.
Система образования в Великобритании
Чтобы оценивать любую систему образования нужно подробно ее изучить.
Англия – страна классического капитализма и система образования отражает это полностью. Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян. «Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», - эту фразу приписывают директору одной из наиболее престижных британских школ. Собственно, это и есть суть тщательно выстроенного бренда британского среднего образования. В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей.
2.2.Виды школ Великобритании
Средние школы в Англии бывают государственными (State Schools). Эти школы бесплатные. Государственные школы Великобритании в целом обеспечивают неплохое общее образование.
Также есть частныешколы (BoardingSchool или PublicSchool). В этих школах, в отличие от государственных, дети находятся шесть дней в неделю, на выходные их забирают домой родители. В систему образования частных школ Англии (в отличие от государственных) входит церковь, бассейны, теннисные корты, футбольные и крикетные поля, конюшни, крупные библиотеки, музыкальная, балетная, театральная и художественная студии, а также дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина.
Элитный вид частных школ в Великобритании — это школы-пансионы
(Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.
Индивидуальный подход к ученикам обеспечивается благодаря небольшим классам, где на одного учителя приходится в среднем по девять учеников.
2.3 Ступени образования в Великобритании
Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:
Начальное (Primary school) – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе Junior School).
Среднее (Secondary School) – для детей от 11 до 16 лет.
Такое образование (4 — 16 лет) называется Compalsory education (обязательное образование)
Начальная школа
Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях. Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. По окончании начальной школы ученики пишут экзамен по английскому языку и математике и получают сертификат, свидетельствующий о том, что ученик успешно окончи начальную школу и знает все предметы.
Средняя школа.
Ученики в Британии изучают одинаковые предметы только первые 9 лет обучения. Затем они выбирают 8-11 предметов на 10-11 годы обучения и изучают их более углубленно.
Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое. В конце 11 года обучения ученики сдают очень важный экзамен, чтобы получить сертификат о среднем общем образовании.
Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании.
По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года, отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.
Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. В первый год обучения учащиеся изучают 5 предметов, а на второй год обучения выбирают лишь 3 предмета, которые им необходимы. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете.
Высшее образование в Англии
В университеты поступают более 30% выпускников школ.
Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов (1500000 р) в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.
Школьная форма в Великобритании
Школьная форма впервые в Великобритании появилась в 16 веке. Сегодня во всех школах есть своя школьная форма и широко используется школьная символика. Для девочек школьная форма: белая блузка (иногда галстук), темная жилетка с темной юбкой, когда холодно девочки носят береты, разрешается носить темные туфли. На каблуках ходить запрещено.
Мальчики носят рубашку и галстук, темные брюки и темные жилеты, вместо береток бейсболки, спортивные куртки с эмблемой школы. Основные цвета школьной формы: синий, желтый, серый, темно-коричневый и другие.
2.5 Система образования в России
В России можно выделить следующие ступени образования:
Дошкольное образование от 3 до 6 лет (детские сады)
Начальное образование 6-10 лет (начальная школа)
Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач.
Основное общее образование 11-16 лет (основная школа)
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе.
Среднее образование 17-18 лет (средняя школа)
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Высшее образование в России
Системой высшего образования в России принята пятилетняя или шестилетняя система высшего образования.
Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии.
До 2009 года поступление в вуз осуществлялось по результатам вступительных экзаменов, а в настоящее время по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.
Практическая часть исследования
3.1. Опрос среди студентов 1 курса о структуре системы британского образования
В начале нашего исследования мы провели анкетирование среди студентов 1 курса. Было опрошено 50 учащихся. Ребятам предлагалось ответить на вопросы
«Что ты знаешь о системе образования в Великобритании?»,
«В чём разница между британскими и российскими школами?»
Мы выяснили, что многие студенты имеют смутное представление о системе образования в стране изучаемого языка. Проблема в том, что ребята совершенно не знакомы с системой образования в Британии.
Ни для кого не секрет, что системы образования в России и Англии различаются, однако есть и много общего.
По результатам анкетирования мы выяснили, что студенты очень мало знают о Британских школах. Более 80% ребят не знают, что школьная форма обязательна в школах Британии. Около 20% учащихся знают о ступенях образования, и лишь 1% ребят имеют представление об экзаменах в школах Британии.
Различия и сходства высшего образования в Англии и России
Нами была составлена сводная таблица, где представлены различия, и сходства двух систем образования.
3.3 Преимущества и недостатки образования в Англии и России
Каждая система образования имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, безусловными преимуществами российского образования можно считать:
высокое качество преподавания;
большой объем знаний по разным предметам;
высокий уровень естественно-научной и математической подготовки;
стоимость обучения;
Однако же, возникает справедливый вопрос, нужен ли такой объем знаний обучающимся, пригодится ли он им в будущем.
К минусам российского образования можно отнести и тот факт, что в России переход на европейскую систему образования еще полностью не закончен, в связи с чем выпускникам российских вузов, если они хотят устроиться на работу за границу, приходится подтверждать свои дипломы.
Среди преимуществ системы образования в Англии. Можно отметить следующие:
знания по всем дисциплинам даются более сжато, популярно и просто;
ученики могут сами выбирать те дисциплины, которые хотят изучать;
в отношении высшего образования Великобритания традиционно входит в тройку лидеров в международных рейтингах вузов;
обучающиеся имеют возможность обучаться «в долг»;
К минусам же можно отнести, что в Англии слабо распространены такие формы обучения, как заочная и вечерняя
Заключение.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
собран и обобщен материал по системам образования в России и Англии;
выявлены преимущества и недостатки российского образования по сравнению с английским;
проведен опрос среди студентов 1 курса, с целью выявления знаний и представлений о системе образования в Великобритании
Список использованной литературы
Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 20 - 29.
Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб: «Питер», 20014. – 284 с.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20013. - 240 с.
Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – Москва, ЭКМОС, 2010. – 154 с.
Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 80 - 88.
Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 99 - 106.
Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 107 - 116.
Москва, Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
Н.А. Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210
Н.А. Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Электронный ресурс] // ttp://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211
Невежина М.М. Педагогика. – М., «Риор», 2010. – 125с.
Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Омега-Л, 2009. - 64 с. - (Законы Российской Федерации).