Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках английского языка»
«Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т. Лихачев).
«Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Например, появление кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели к необходимости проблемного обучения.
Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.
Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них: педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие). Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – Е.И. Пассов); альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс).
Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:
актуализация ранее усвоенных знаний
выдвижение гипотезы
разработка оригинального плана решения задачи
способ самостоятельной проверки.
Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Проблемное обучение – это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:
понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;
многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
Проблемный метод предполагает шаги:
проблемная ситуация
проблемная задача
модель поисков решения
Интенсивное обучение включает целостные технологии, нелинейность педагогических структур и потенциальную избыточность учебной информации. Интенсивное обучение дает студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности.
Условия реализации интенсивного обучения:
всесторонний учет характеристик педагогической среды
соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента
ускорение индивидуального освоения студентом общей программы.
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Основной задачей является повышение активности студентов. Методы активного обучения бывают неимитационные и имитационные.
Наиболее распространенным методом служит деловая игра.
Принципы организации деловых игр:
– имитационного моделирования ситуации;
– проблемности содержания;
– ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
– диалогического общения;
– двуплановости игровой учебной деятельности.
Разработка деловой игры начинается с двух моделей – имитационной и игровой, которые войдут в сценарий.
Имитационная модель – цель, предмет игры, система оценки.
Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.
Игровая модель включает педагогическую, целью которой служит обучение и воспитание.
Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания.
Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.
Примеры деловых игр:
имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия;
анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;
разыгрывание ролей – исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;
полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.
Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель.
Он ставит условия задачи перед «штурмом».
Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.
Группа экспертов оценивает гипотезы.
Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия(сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.