Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ
Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ
Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно убедится, что процесс обучения английскому языку рассматривается с новой точки зрения и осваивает психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ»
Ольга Анатольевна Землянская
учитель английского языка, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ г. Зернограда, Ростовской области, РФ
Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ.
Краткая аннотация:
Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно убедится, что процесс обучения английскому языку рассматривается с новой точки зрения и осваивает психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Содержание.
Введение.
В последнее время возрастает роль английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Жизнь в современном мире не возможна без Интернета (общение, работа), а знание языка необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Основной и ведущей целью в преподавании языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.
Поэтому целью данной работы является изучение современных технологий обучения английскому языку для вовлечения в учебный процесс детей с ОВЗ и улучшения их результатов.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
-принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
-принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
-принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
-принцип необходимости специального педагогического руководства [4,18].
Используя данные принципы вкупе с современными педагогическими технологиями мы можем добиться хороших результатов при обучении иностранному языку детей с ОВЗ. Современные образовательные технологии все более востребованы преподавателями, так на практике используются игровые и коммуникативно-информационные технологии.
К данным технологиям относят: игровые технологии, метод проектов и технологию сотрудничества.
Игровые технологии.
Игровые технологии являются формой обучения, которая позволяет сделать работу учащихся интересной и увлекательной. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так и на начальном этапе при изучении той или иной темы [8,46].
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
-Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
-Учет структуры дефекта;
-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
-Соответствие коррекционной цели занятия;
-Учет принципа смены видов деятельности;
-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность [9].
Возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке. Следующие игры не только повышают уровень лексических знаний, но и развивают память, внимание.
Игры для отдыха:
Four elements (четыре стихии).
Учитель в быстром темпе называет слова: water, earth,air,fire. Дети выполняют различные движения: при слове water-опускают руки вниз, при слове earth –поднимают руки перед собой, при слове air –руки вверх, при слове fire – руки согнуть в локтях и быстро вращать кисти рук.
Игры, способствующие развитию внимания.
Animals.
Речевой задачей данной игры является тренировка учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник в маске животного. Дети называют свое животное и бросают мяч любому участнику в круг.
-I’m a monkey. You are a cat.
-I’m a cat. You are a dog [1, 271].
Главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов [6].
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.
Метод проектов.
Суть метода проекта - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
О.Ю. Федосова, Е.А.Михайлова, Т.В.Нестерова следующим образом формулируют требования к методике организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ:
-необходимость значимой в познавательном, исследовательском, речевом, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного поиска для ее решения;
-ориентация детей на выполнение активных действий - коммуникативных, двигательных, продуктивных, интеллектуальных и т.п., на самостоятельную и инициативную позицию;
-стимулирование желания детей приобретать разносторонний опыт;
-важность комплексного получения информации и ее использования (творческое, эмоциональное, социально-ориентированное, эстетическое, физическое);
-развитие познавательной активности и познавательных способностей;
-опора в проектной деятельности на жизненный опыт детей [7, 271].
Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
Проблематизация-постановка проблемы.
Целеполагание.
Планирование.
Реализация имеющегося плана.
Рефлексия [2, 134].
Проектная деятельность направлена на формирование личности учащегося с ОВЗ, способного принять себя таким, какой он есть. Работа над проектом способствует развитию мышления, памяти ребенка, формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность.
ИКТ.
Сегодня для многих детей с разными формами инвалидности дистанционное обучение – единственный способ получить образование. Однако, недостаточно предоставить ученику необходимым оборудованием и условиями. Для этого важно правильно спланировать урок с учетом всех возрастных, психофизических особенностей ученика. Дети-инвалиды, как правило, часто ограничены в общении, поэтому, по возможности, необходимо придать уроку коммуникативную направленность, что поможет ученику проще включаться в общение со сверстниками, выражать свои мысли как на родном, так и на английском языке.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
-повышение мотивации к изучению языка;
-развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
-увеличение объема лингвистических знаний;
-расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
-развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка [3].
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки. ИКТ можно использовать при обучении чтению, фонетике, грамматике, лексике, аудированию и переводу. Для этого используются обучающие презентации с обратной связью, которые выступают также как средство самоконтроля.
Заключение.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но оно позволяет ребенку максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни.
Инклюзивное обучение-это одна из форм обучения учащихся с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы-общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними [5,137].
Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность. Добиться поставленных задач во многом помогают современные педагогические технологии. Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы свободно владеющими английским языком, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им обогатиться духовно.
Список используемых источников и литературы.
Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания.-Ярославль: Академия развития, 2011.-288 с.
Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
Нестеренко М.Е. Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.tea4er.ru/forum/53---/66209---q----------q (18.10.2016)
Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. -Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.
Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-167 с.
Торсунова О.В. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.metod-kopilka.ru/ctatya-na-temu-korrekcionnaya-napravlennost-urokov-angliyskogo-yazika-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-59609.html (15.10.2016)
Федосова О.Ю., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В. Возможности использования метода проекта в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях интеграции // Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос.научно-практ.конф., посв. 25-летию факультета специального образования. – Самара: ПГСГА, 2013. – 450 с. – С.164-172.
Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.-2005,№8. (с.46-50)