Просмотр содержимого документа
«Современные формы контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка»
Быкова Юлия Николаевна, учитель немецкого языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10», город Кемерово, Россия
Современные формы контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся и их роль в повышении мотивации
изучения иностранного языка
Доминирующим подходом при изучении иностранных языков в настоящее время становится коммуникативный подход, при котором ведущей целью обучения является овладение иноязычным общением на базовом уровне. Исходя из коммуникативного подхода, объектом контроля должна являться коммуникативная компетенция обучаемых, т.е. их умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом. Следовательно, ведущими составляющими контроля здесь выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма на основе аутентичных материалов.
Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета, целесообразно различать следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Все виды контроля составляют единую систему: текущий контроль подготавливает промежуточный, а последний, в свою очередь, готовит к итоговому. Система контроля является составной частью процесса обучения и выполняет следующие функции: проверочную, обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, оценочную, мотивационно-стимулирующую, воспитывающую и развивающую.
Контроль речевых умений охватывает различные организационные формы: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Выбор той или иной формы контроля зависит от проверяемого речевого умения и вида контроля - итогового, промежуточного или текущего. Для проверки диалогической речи предпочтение отдается парной форме контроля, для проверки понимания на слух можно использовать фронтальную проверку.
Фронтальные формы контроля преобладают в процессе текущего контроля. Для предварительного контроля предпочтительнее индивидуальная форма работы. Такой вид контроля дает информацию о каждом обучаемом, поэтому он продуктивно используется и для итогового контроля.
Способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения и эффективности учебного процесса называются методами контроля.Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение, методы графического контроля, методы программированного и лабораторного контроля, проблемные ситуации. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:
Вид контроля
Формы контроля
предварительный
Тестирование, собеседование
текущий
Опрос, тестирование, наблюдение.
периодический
Опрос, контрольные работы, тестирование.
итоговый
Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен.
Предварительный контроль позволяет выстраивать процесс обучения с учетом исходного уровня контингента обучаемых. При знакомстве с новой группой целесообразно фронтально и индивидуально проверить уровень сформированности языковых и речевых умений и навыков. Для реализации предварительного контроля могут использоваться тесты и собеседование.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. В процессе текущего контроля используются упражнения, характерные для формирования тех или иных умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Проверке подвергаются не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них, сама проверка носит фронтальный характер. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.
Задания для промежуточного контроля могут быть сформулированы следующим образом:
Ответь на вопросы.
Определи, верны ли следующие высказывания.
Выбери правильный вариант ответа из предложенных.
Соотнести данные друг с другом.
Заполни текст с пропусками.
Восстанови правильную последовательность.
Заполни в таблицу необходимую информацию.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений возможно использование тестов. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.
Продуманная система предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля, последовательно реализуемая в процессе подготовки по иностранному языку, не только способствует успешности обучения, но и повышает уровень мотивации изучения иностранного языка.