Совершенствование речевых навыков на основе разговорного текста
Совершенствование речевых навыков на основе разговорного текста
В соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта обучение устной речи – одна из приоритетных задач. Статья содержит материал из опыта работы по совершенствованию речевых навыков на основе разговорного текста (УМК В.П.Кузовлев English). В ней рассматриваются: функции разговорного текста, основные виды упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование речевых навыков на основе разговорного текста»
МКОУ «Средняя школа №7 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
«Совершенствование
речевых навыков
на основе разговорного текста»
Луткова И.А.,
учитель английского языка
2015/2016 уч.год
Слайд 1- обучение устной речи
Здравствуйте, коллеги! В соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта обучение устной речи – одна из приоритетных задач. Обучающиеся должны уметь:
1. Кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, характеристика, повествование, сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
2. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
3. Делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
4. Выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Для успешной реализации требований ФГОС учитель должен создавать на уроках условия для речевого общения.
Слайд 2 – совершенствование речевых навыков
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по совершенствованию речевых навыков на основе разговорного текста.
Слайд 3 – структура цикла уроков
Речевые умения не появляются у человека само собой. Их нужно планомерно и целесообразно развивать. При этом прежде всего нужно вспомнить, что умение основано на навыках, следовательно, сначала должен идти этап работы, в процессе которого формируются лексические и грамматические навыки. Сформированные навыки должны целенаправленно совершенствоваться, прежде чем они будут включены в подлинное говорение.
Совершенствование речевых навыков осуществляется при работе над разговорным текстом. Разговорные тексты принципиально отличается от текстов, предназначенных для обучению чтению.
Слайд 4 – разговорные тексты
Посмотрите пример трех разговорных текстов из учебника для 6 класса автора Кузовлева В.П. по теме “My work is my school”.
Им присущи все характеристики устной речи: сокращения, восклицательные предложения, разговорные выражения, неофициальная лексика. Также в разговорном тексте не должно быть нового лексического материала.
Слайд 5 – функции текста
Разговорный текст призван выполнять несколько функций.
Во- первых, служить стимулом к высказыванию;
во-вторых, быть образцом высказывания, по аналогии с которым учащиеся строят свои высказывания;
в-третьих, быть содержательной базой, т.е содержать мысли, представляющие интерес для учащихся и побуждающие к высказыванию их мнения по затронутым проблемам;
в-четвертых, создавать условия, позволяющие совершенствовать речевые навыки.
Речь на данном этапе носит подготовленный характер и является по своей форме монологической.
В качестве адекватных упражнений для развития подготовленных монологических высказываний, в процессе которых совершенствуются действия комбинирования, трансформации и перефразирования, можно назвать упражнения по управляемому использованию материала разговорных текстов.
Слайд 6 – основные виды упражнений с разговорным текстом
Выполняя эти упражнения ученики должны выбрать определенный материал из текста и использовать его для ответа:
- доказать, подтвердить, объяснить свою точку зрения;
- определить соответствие сказанного тому, что написано в тексте;
- сказать о себе, своих друзьях, в связи с поставленной проблемой;
- высказать свое согласие/несогласие с прочитанным и отраженной в ней проблеме;
Слайд 7
- найти в тексте фразы, раскрывающие содержание картинок;
- выявить сходство и различие текста и иллюстрации;
- выбрать фразы, содержащие характеристику лица;
Слайд 8
- расширить абзац за счет изученного ранее;
- сократить текст, абзац;
- передать мысль короче;
Важно заметить, что задание по расширению и сокращению текста должны быть облачены в «коммуникативные одежды». В этом плане заслуживает, например, такое задание: «В данном высказывании 105 слов, а его нужно передать SMS-сообщением, в котором только 30 слов. Сократите высказывание, сохранив его смысл». Любопытно, что такое задание обеспечивает прочное, непроизвольное запоминание речевого материала текста.
Выражая свое отношение, учащийся выполняет каждый раз какую-то новую речевую задачу, а следовательно, ему потребуется разные речевые единицы: и те, которые содержатся в тексте, и те, которые он усвоил раньше. Таким образом, будет осуществляться комбинирование речевого материала. Именно благодаря комбинированию и происходит совершенствование навыков владения речевым материалом.
Два слова о вопросах к тексту, которые весьма широко распространены в практике. Они не должны быть чисто формальными, они обязательно должны быть на уровне смысла.
Перечисленные упражнения, разумеется, не исчерпывают всего их многообразия.
Характерными чертами монологической речи на уровне сверхфразового единства являются смысловая целостность, логичность, синтаксическая организация, которая выражается различными синтаксическими средствами связи. Очевидно, что указанные качества сами собой не появляются, они могут быть выработаны специально с помощью логико-синтаксических схем.
Слайд 9 – определение ЛСС
Это особая опора, которая дает возможность учителю «вызвать» те или иные речевые единицы в речи учащихся, обеспечивая, таким образом, целостность, логичность, синтаксическую связанность высказывания.
Благодаря логико-синтаксической схеме (ЛСС) обеспечивается беглость речи, ибо становится возможной работа механизма сверхфразового упреждения.
Слайд 10 - Логико - синтаксическая схема
Посмотрите на три логико-синтаксические схемы, которые помогают строить рассуждения на тему «Что же лучше: заниматься спортом или смотреть как другие занимаются или соревнуются?».
При выполнении упражнений с данными текстами учащиеся учатся выделять основную мысль, логику построения высказывания, видеть его смысловые связи, выражать отношение к затронутой проблеме, а затем по аналогии с этими текстами строить свои высказывания.
Таким образом, на этапе совершенствования речевых навыков обучающиеся трансформируют материал разговорного текста и комбинируют его с усвоенным ранее для того, чтобы выразить свое отношение к содержанию разговорного текста.
Одним из наиболее популярных упражнений при работе с текстом является пересказ. Нужно ли обучать пересказу? Обо всех «ЗА» и «ПРОТИВ» расскажет учитель английского языка Неня Елена Николаевна.
Агупова Ирина Дмитриевна и Назарова Ольга Александровна считают, что умение задавать вопросы – залог успешной коммуникации.
Сухорукова Ольга Александровна расскажет об использовании языкового портфолио при обучении устной речи.