Просмотр содержимого документа
«Состояние и дальнейшие перспективы патриотического воспитания современной молодежи»
СОСТОЯНИЕ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Шурхай М.Н., учитель английского языка
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Аннотация
За последнее десятилетие в молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративно-негативное отношение к взрослым, жестокость в ее крайних проявлениях. Многие молодые люди сегодня оказались за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Мы практически потеряли целое поколение, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами нашей страны.
В настоящее время навязываются приоритеты земных и материальных интересов над нравственными ценностями и патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [5, т.2, с. 543].
Многие ученые утверждают, что кризис происходит в душах людей. Утрачена система прежних духовных ценностей, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется структура ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, эмо, скинхеды и др.): потребительство, агрессия, вандализм, развлечения, свобода без ответственности [5, т.2, с. 543].
Отсюда возникает один из наиболее острых вопросов патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – это естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения их гуманистического образа жизни, осознание своей культурной, исторической, духовной и национальной принадлежности к Родине .
А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший социокультурный отечественный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к Родине. «Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в политике, культуре, идеологии, экологии, экономике и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, который всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие могущества и величия нашего государства» [1, с. 10].
Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: общественно-государственные, национально-идеологические, социально-педагогические [1, с.49-51].
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности и любви. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с.119].
Патриотическое воспитание – это формирование гражданских, духовно-нравственных и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [3, с.24-25]. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко [4, т. 2, с. 542], – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный и созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к обычаям и традициям народа, к его культурному наследию, – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. [4, т. 2, с 542-543].
Преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, гражданственность, нравственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края.
« Условия наличия патриотизма – это возможность репродукции семьи, народа, национальности, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства.» [1, с. 51].
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания нового поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь и осознавать всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Направлять, в свою очередь, действия молодежи в нужное направление должно как государство, так и семья, школа и вуз.
Список использованной литературы .
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
5. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1999.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}