«Сходства и различия начальных школ Британии и России»
«Сходства и различия начальных школ Британии и России»
Моя работа представляет собой исследовательский проект ученицы 3 класса на тему «Сходства и различия начальных школ Британии и России». Ученица проверяет выдвинутую гипотезу относительно схожести начальных школ Британии и России. Она проанализировала литературу по данной теме, провела анкетирование среди одноклассников и составила таблицу сходств и различий. В результате работы над проектом, гипотеза была опровергнута, так как различий было выявлено больше чем сходств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сходства и различия начальных школ Британии и России» »
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Красноуральск» Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Тема: «Сходства и различия начальных школ Британии и России»
Направление: лингвистическое
Автор:
Потеряева Александра Викторовна,
ученица 3 «в» класса МАОУ СОШ №6
Руководитель:
Сухарева Татьяна Александровна,
учитель английского языка
Красноуральск
2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Британская и Российская начальные школы…………….…4 стр.
Актуальность данной работы состоит в том, что Британия является страной классического образования, где частные школы – традиция, часть национальной культуры. Модель британской системы образования используется многими странами мира. Российские школы тоже уходят от единообразия, появляются различные типы и виды образовательных учреждений, меняются формы обучения.
Теоретическая значимость исследования и новизна: определены и выявлены основные сходства и различия начальных школ Британии и России, при сравнении которых можно увидеть минусы и плюсы. Модель британской системы образования можно использовать в наших начальных школах, где процесс обучения во многом напоминает игру. В наше время – проблема выбора хорошей школы для ребенка была и остается достаточно сложной. Таким образом, была выдвинута цель нашего исследования: изучение сходств и различий начальных школ Британии и России.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной теме
Провести анализ
Выявить сходства и различия на основе анализа
Исследовать и обобщить данный материал
Объект исследования: явление сходств и различий начальных школ Британии и России.
Предмет исследования: начальные школы Британии и России.
Гипотеза исследования: при условии, если дети поступают в начальную школу, будучи одного возраста, то между ними должно быть много общего.
В ходе исследования были применены следующие методы:
Изучение и анализ литературы
Анкетирование
Сравнение
Метод регистрации данных (таблицы)
Графические (диаграммы).
Обобщение изученного материала
Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Британская и Российская начальные школы
1.1 Британская начальная школа
Англичане убеждены, что все лучшее в нашей жизни своим происхождением обязано Англии. Система образования Великобритании, как и все английское, считается эталоном качества. По крайней мере, образовательные системы других стран постоянно сравнивают с британской. Она сложилась много веков назад, и за это время не претерпела больших изменений. Отличительные черты британских школ, например, это «железная» дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.
В частных школах преподается более широкий спектр предметов, а каждому студенту уделяется максимум внимания и заботы. Успевающим студентам здесь не дают заскучать, а отстающим помогут лучше усвоить предметы. Маленький размер класса гарантирует, что интересы отдельного студента ставятся выше интересов учебного заведения. Помощь в подготовке домашней работы, которая проводится школами-пансионами, также ведет к лучшей успеваемости.
Начальные школы бывают разных типов (infant, junior, combined junior and infant). Независимо от типа школы ученики должны пройти обязательный базовый курс начальной школы, при этом администрация имеет право самостоятельно решать, какие предметы, в каком объеме и в каком классе изучаются, по каким учебным пособиям и методикам ведется преподавание. Естественным следствием является тот факт, что пройденный за определенный период учениками разных школ учебный материал не совпадает.
В начальной школе (Preparatory School) учатся дети от семи до тринадцати лет. С пяти лет, по желанию родителей, дети посещают двухгодичную школу для малышей (Prep reparatory School). Это первая ступень – так называемая подготовка к подготовительной школе, которая предусматривает изучение всего двух обязательных предметов: математики и английского языка. К базовым предметам по желанию можно добавить географию, историю или музыку.
Обучение в Англии предусматривает уже с семи-восьми лет переход детьми на следующую ступень образования – в начальную школу. В это время ученики сдают экзамены по основным предметам: математике, английскому языку, устной речи и чтению. В Preparatory School детей готовят к полноценной школьной жизни.
Присущая жителям Британских островов основательность и уверенность – плод вековой традиции воспитания детей. Дети в Великобритании учатся с четырех лет. В этом возрасте они идут в так называемую Pre-preparatory School. Некоторые школы берут и совсем маленьких – 2–3-летних и помещают их в так называемые reception classes. По английским законам об образовании обязательное посещение школы установлено для детей от 5 до 16 лет. Однако все больше и больше англичан остаются в школе и после 16, в так называемых классах "продвинутого уровня" (Advanced Level или A-Level), открывающих доступ в университет.
Уже в Pre-preparatory School дети сдают первый в своей жизни экзамен, а точнее, проходят собеседование. В такой школе ребенка до 8 лет учат английскому языку, математике (два обязательных предмета), истории, географии, музыке. Есть и такие предметы, как технология и искусство. Пока ребенок не может сам определиться со своими интересами, ответственность за выбор предметов возложена на родителей.
Следующая ступень английской системы образования – Primary School (3–6 классы – начальная школа или подготовительная школа – Preparatory School). Здесь учатся с 7 до 11 лет (в некоторых школах до 13 лет). Наиболее престижные школы на этом этапе проводят вступительное собеседование и предлагают будущим ученикам тест.
В начальной школе дети изучают 10 дисциплин. Три из них – основные: математика, английский язык, естественные науки. Остальные семь: история, география, иностранный язык, информационные технологии, искусство, музыка, физическая культура.
До 8 лет занятия ведутся одним учителем. После восьми лет дети могут быть сгруппированы по способностям, появляются учителя-предметники. Далее ученики, оставаясь классом во главе с классным руководителем, посещают занятия по предметам в разных группах, которые формируются в соответствии со способностями учеников. С каждым годом количество изучаемых предметов увеличивается до 12–15. Большое внимание уделяется компьютерной грамотности и занятиям физической культурой. Занятия спортом являются обязательными и всячески поощряются.
Учебный год в Великобритании начинается в сентябре и заканчивается в июле. Год делится на три триместра – осенний (сентябрь-декабрь), весенний (январь-март), летний (апрель-июль). Между триместрами предусмотрены большие каникулы по 20–25 дней. В середине каждого триместра – краткосрочные каникулы по 7–10 дней. Оценки выставляются в буквенном обозначении от А+ до U, где А+ – наивысшая оценка (выставляется достаточно редко); А – отлично; В – очень хорошо; С – хорошо; D – не совсем успешно; Е – плохо; F – очень плохо (failed).
Обучение — это не только изучение школьных предметов для успешной сдачи экзаменов и обеспечения блестящей карьеры. За что особенно ценятся британские школы-пансионы — это традиции и дух, в которых воспитываются ученики. В первую очередь, школы стараются развивать все стороны человеческой личности, а не один какой-либо ее аспект. Какими высокими бы ни были академические достижения школы, она будет поощрять самовыражение, творчество и индивидуальные наклонности ученика. Успех в спорте, искусстве и других областях могут труднее поддаваться подсчету, тем не менее, это один из путей воспитания в ученике независимости, уверенности и веры в себя.
Школы поощряют учеников самостоятельно мыслить, много читать, обсуждать и отстаивать свою точку зрения, таким образом, формируя способность к самостоятельному суждению учеников и воспитывая уверенность в себе и своих собственных силах.
Большую важность в школе придают вежливости, честности, хорошим манерам, дисциплине, уважению к нуждам других людей. От ученика требуется, чтобы он участвовал во всех школьных мероприятиях, ежедневно посещал учебу, был пунктуален, усердно учился, вел себя примерно и соблюдал школьные правила в отношении школьной формы.
До приезда в школу ребенка и родителей знакомят с правилами поведения и мерами, которые применяются при их нарушении. За серьезные нарушения предусмотрены наказания вплоть до исключения из школы. В случае дисциплинарного проступка студента школа немедленно ставит в известность его родителей.
В конце каждого триместра родители получают полный отчет об академической успеваемости студента и его дисциплине с комментариями воспитателей и директора школы.
Почти во всех школах есть школьная форма или действует «кодекс одежды»: строгие костюмы с рубашками для мальчиков и блузками для девочек. Девушкам может быть запрещено, пользоваться косметикой и украшениями, делать сложные прически. Строго карают за курение, распитие алкоголя и драки на территории школы.
И все-таки не нужно ассоциировать английскую школу только с запретами. Для развития творческих способностей созданы все условия: можно заниматься рисунком, живописью, скульптурой, музыкой. Традиционно особое внимание уделяется спорту. При школах есть бассейны, футбольные поля и поля для гольфа, баскетбольные площадки, теннисные корты. Учиться в Великобритании и не дружить со спортом будет сложно: регулярных тренировок, сдачи нормативов и соревнований не избежать.
Занятия по интересам, выходящие за рамки школьной учебы, дают возможность студентам проявить и развить таланты, попробовать что-то новое, что может изменить их жизнь. Для постановки школьных спектаклей нужны режиссеры, постановщики, осветители, костюмеры и, конечно же, артисты. Начинающие музыканты могут часами практиковаться в музыкальной школе, оттачивая свое мастерство, а также создать с товарищами, например, школьную рок-группу.
Итак, современная система образования в Великобритании состоит из четырех ступеней: начального (Elementary School), среднего (Secondary School), профессионального или послешкольного (Further Education) и высшего (Higher Education). Дошкольное воспитание проходит в детских садах и дошкольных классах. Начальное образование получают дети с 5 до 11—12 лет. С 5 лет дети посещают двухлетние школы для малышей (pre-preparatory school), с 7 до 11 лет — начальные школы (primary, elementary или preparatory school). С 11—12 летнего возраста для детей начинается этап среднего образования.
Вся система британского образования, в целом, делится на 2 сектора: государственный и частный. В обычных школах ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой. Помимо этого в Великобритании широко распространено обучение в школах-пансионах (Boarding Schools). В таких школах во время обучения в Великобритании дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. В стране сосуществуют 2 типа школ-пансионов: независимые/частные (Independent/Private Boarding Schools) и государственные (State Boarding School). Воспитанием и образованием детей 5-11 лет в Англии занимаются, главным образом, частные школы-пансионы. Государственных школ-пансионов для обучения детей этого возраста в Великобритании очень мало. Для детей старше 11 лет широко распространены как частные, так и государственные пансионы.
Частные школы Великобритании развивают ребенка всесторонне, они славятся своей заботой о здоровье и безопасности учеников. Для каждого ребенка учебная программа составляется индивидуально, исходя из его способностей, интересов и планов на будущее. Она включает в себя как обязательные предметы, так и дисциплины по выбору, а также спорт, музыку искусство. По статистике более 90% выпускников частных школ поступают в ведущие университеты Англии, США, Канады и др. стран. Помимо превосходного образования, британские школы воспитывают в детях стремление быть лидером, чувство собственного достоинства, упорство, трудолюбие, желание активно участвовать в жизни общества.
1.2 Российская начальная школа
Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.
По современным правилам в первый класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день.
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
Наверняка многие родители первоклассников, приводя своих чад в школу, мечтают о том, что здесь ребёнку не только дадут все необходимые знания, но и вырастят из него полноценную личность, способную ориентироваться во всём многообразии нескончаемых потоков информации, обрушивающихся на современного человека, личность целеустремлённую и с высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, учителя начальной школы также желают проявить свой педагогический талант и раскрыть в любом ребёнке все способности, заложенные в нём природой. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
Сейчас вся система отечественного образования, как, впрочем, и любая другая сфера деятельности, переживает этап серьёзного реформирования. С исчезновением Советского Союза постепенно уходят в историю методы образования и воспитания, считавшиеся эталоном в советское время. Система советского образования, построенная по принципу: «дать любой ценой ученику как можно больше фундаментальных знаний», не всегда срабатывала и в годы своего расцвета — она позволяла выращивать учёных, идущих в авангарде современной научной мысли человечества, но с другой стороны, подчас стирала в ребёнке индивидуальные способности, «усредняла» его как личность.
В начале 90-х годов, когда государство переживало структурную ломку, в российском образовании наступил период хаоса — отсутствие какой-либо чётко структурированной системы образования приводило к тому, что каждый педагог учил, что называется, как хотел, результатом чего стало появление огромного количества учебников, разработанных по разным системам образования, порой противоречащим друг другу. Но всё же к концу 90-х годов в отечественном образовании начинает вырисовываться более-менее стройная система. В настоящее время в начальном школьном образовании существуют 3 типа обучения: традиционный (модернизированная советская система) и прогрессивные системы общего развития школьника Л. Занкова и Д. Эльконина — В. Давыдова.
Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "мир вокруг нас", физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе, кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык - немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.
В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.
В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку ("5"), квадрат ("4"), треугольник ("3"), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы. Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. То есть начальное образование, ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.
1.3 Сходства и различия между Британскими и Российскими начальными школами
На данном этапе я решила провести анкетирование с целью изучения знаний обучающихся о начальной школе в Англии. В анкетировании принимали участие обучающиеся 3 «В» класса, в количестве 23 человек. Анкета состояла из 10 вопросов, на каждый из которых, из трех вариантов, необходимо было выбрать только один верный ответ (см. Приложение 1).
В ходе обработки полученных данных, у обучающихся были выявлены следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Вопросы
Результаты
1.Со скольки лет дети начинают обучение в начальной школе в Англии?
17% знают
83% не знают
2. Сколько лет длится обучение в начальной школе в Англии?
13% знают
87% не знают
3. Какие основные (главные) предметы в начальной школе в Англии?
39% знают
61% не знают
4. Является ли ношение формы обучающимися, обязательным условием в начальной школе в Англии?
57% знают
43% не знают
5. Когда начинается учебный год в школах Англии?
17% знают
83% не знают
6. Ставят ли отметки в начальной школе в Англии?
9% знают
91% не знают
7. Когда начинаются летние каникулы в школах Англии?
30% знают
70 не знают
8. Укажите, какие дни являются выходными в начальной школе в Англии?
43% знают
57% не знают
9. Задают ли домашнее задание, обучающимся в начальной школе в Англии?
87% знают
13% не знают
10. Существует ли внеурочная деятельность (продленка) в начальной школе в Англии?
30% знают
70% не знают
Данные по изучению знаний обучающихся о начальной школе в Англии также отражены в диаграмме (см. Приложение 2).
Из приведенных выше данных видно, что обучающиеся не владеют знаниями о начальной школе в Англии, или считают, что британское начальное образование является точной копией российского начального образования.
И я решила расширить кругозор своих одноклассников и доказать, что между двумя этими системами существуют как сходства, так и различия.
Таким образом, изучив и проанализировав литературу по данной проблеме, мною была составлена таблица различий (Таблица 2) и сходств (Таблица 3) начальных школ Британии и России.
Таблица 2
БРИТАНИЯ
РОССИЯ
Учебный год разделен на 3 семестра
Учебный год разделен на 4 четверти
Летние каникулы начинаются в конце июня
Летние каникулы начинаются в конце мая
Большое количество спортивных площадок, сооружений, бассейнов
Не во всех школах есть спортзалы
Обучение в школе с 5 лет
Обучение в школе с 7 лет
6 лет обучения
4 года обучения
Главные предметы: английский язык и литература, математика, естественные науки
Главные предметы: чтение, письмо, математика
Учебный год начинается в первый вторник сентября
Учебный год начинается с 1 сентября
Оценки в начальной школе не ставят
Оценки не ставят только в 1 классе
Обязательно играют на улице, исключения - дождливые дни
Редко гуляют на улице
У всех школьная форма, эмблема школы
Не во всех школах соблюдают школьную форму
Развивают лидерские качества, умение уверенно принимать решения
Раскрывают способности ребенка, вырастить целеустремленную личность
Стандартный тест по окончании начальной школы
Итоговая аттестация при переходе с начального звена
Таблица 3
БРИТАНИЯ
РОССИЯ
Спорт играет главную роль
В 11 лет заканчивают начальную школу
Есть летние каникулы
Начинают учиться писать, читать
Есть уроки музыки, рисования, труда
Данные сходств начальных школ Англии и России также отражены в диаграмме (см. Приложение 3).
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что различий между британскими и российскими начальными школами больше чем сходств.
Заключение
Подводя итог моей работы над данной темой, необходимо сказать, что мне было трудно сравнивать российскую систему образования с системой в Великобритании, так как в этих странах разные социокультурные и экономические ситуации. Для меня было очень сложно сделать общие выводы об определенных типах школ, так как школы существенно отличаются друг от друга, и, исходя из вышеприведенных данных, мы увидели, что различий между британскими и российскими начальными школами больше чем сходств. Таким образом, наша гипотеза была проверена и опровергнута.
На мой взгляд, тема России и Британии очень интересна и обширна. Я углубила и расширила свои знания, работая над ней, и в дальнейшем, мне бы хотелось продолжить изучать ее. Например, найти сходства и различия между английскими и русскими суевериями и приметами; сравнить русские и английские праздники или спортивные увлечения и т.п.
Мы рекомендуем учителям 5-6 классов использовать данный материал на уроках английского языка.
Итак, полученные результаты нашей работы, позволяют говорить о том, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кодрле С. В. Частные школы Великобритании // Теория и практика преподавания иностранного языка: Материалы V Межвузовской научно-методической конференции. Ч. I. – Краснодар: КВВАУЛ, 2005. - С.167-180.
Кодрле С. В. Воспитательно-оздоровительная работа частной школы Великобритании // Педагогика здоровья: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. – С. 12-19.
Кодрле С. В. Исторический аспект становления и развития частных школ России // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов: Материалы II Российской научно-практической конференции “Образование в негосударственном вузе: опыт, проблемы, перспективы”. Том I. – Оренбург ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С. 47-60.
Кодрле С.В. Основные тенденции реформирования образования Великобритании // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 2. - С. 39