Просмотр содержимого документа
«Роль наглядностей при обучении английского языка»
Роль наглядностей при обучении английского языка
в начальной школе
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал
Я. А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее изучение книжного материала. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках» само
название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.
Принцип наглядности провозглашался многими выдающимися просветителями и педагогами. Он не потерял своей актуальности и в наше время. Характерное для дошкольников и младших школьников наглядно-образное мышление требует для своего развития возможности потрогать, увидеть, услышать, воспринимать изучаемый предмет в целом. Словесные объяснения и описания ребенку запомнить труднее, чем конкретные предметы, события и лица. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Наглядность является одним из эффективных средств формирования положительной мотивации. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие «наглядность» неотделимо от понятия «мышление», оба они взаимосвязаны. Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам, может быть использована и при изложении нового материала, и при проверке усвоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д. Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача — создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого, формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации. При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности. Наглядность в методике обучения языкам создает условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.
Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам. Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.
Наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше. Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
Но, также эффективное и успешное овладение английским языком благодаря наглядности возможно если:
А) Обеспечить грамотно подобранными наглядностями, которые будут использоваться на уроке английского языка.
Б) Грамотно преподнести доступную детям тему благодаря наглядностям.
В) Не мало важно также, если педагог сумеет вовлечь в учебную деятельность учащихся своим педагогическим мастерством.
Наглядность как средства обучения, а также характеристика наглядного метода: Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов.
Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Использование принципа наглядности является одним из старейших и важнейших принципов, означающий что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материалов. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха. Таким образом, эффективность зрительного восприятия на много выше, чем слухового восприятия.
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п. Тем более ученики младшего школьного возраста, усваивают информацию лучше благодаря наглядностям. Использование наглядностей в учебном процессе по другому можно назвать также наглядным методом, благодаря которому материал усваивается лучше. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации.
Наглядные средства при обучении иностранному языку используются для иллюстрации страноведческого материала, для создания наглядной опоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение. Нет сомнения, что “страноведческая” наглядность необходима, она позволяет дать учащимся красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, как необходимы и иллюстрации, облегчающие понимание иноязычных выражений. Однако нельзя сводить роль наглядности только к этому.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Использование наглядных средств необходимо не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей.
Различные методы использования визуальных наглядностей на уроке английского языка для формирования лексических и диалогических навыков говорения:
Все методы эффективны, но использование наглядного метода при грамотном отборе материала и средства будет давать более лучший результат. Совершенствовать английский язык, а также диалогическую речь возможно используя наглядности в разных ситуациях и разными приемами. Например:
1) Можно использовать наглядности при ознакомлении учащимся новую лексику, а также при повторении ранее изученной лексики.
2) Можно благодаря наглядностям узнать их личное мнение об этой или иной картине.
3) Можно составить кроссворд, где целью будет не отгадывание а грамотное написание английском слова, опираясь на данную учителем картинку.
4) Можно составить диалог, где в некоторых местах вместо определенного слова будут картинки, которые совпадают с пропущенными словами.
5) Можно попросить описать картину (персонажа, его действия, его внешний облик, его качества ...).
6) Можно использовать определенные предметы (лист дерева, камень, глобус...), и ознакомить с его английским переводом)
При этом, необходимо выбирать интересные для детей слова.
7) Используя фонетическую зарядку и переводя его на английский язык, можно подсказать перевод- картинкой.
Ситуативный подход обучения является важным и нужным приемом при использовании наглядностей. Например:
8) Использовать предмет ученика и произнести его на английском, при этом ознакомить их с новым предложением, как: Itisabook. Itisourblackboard.
9) Также, можно использовать предмет ученика и задать вопрос: What is it? What color is it?
10) Для введения предлогов места можно использовать игрушку. По ее расположнию дети угадают перевод предлога.
Таким образом, благодараря наглядносям дети усвайвают те, или иные явления , более активно ведут себя на уроках. Наглядность вносит яркие краски в учебный процесс и у них появляется стимул.
Условия его внедрения в учебный процесс:
Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств. Но также, есть и условия, факторы, способствующие повышению эффективности процесса обучения путем применения наглядных средств обучения:
1) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; Все, что будет использовано на уроке (плакаты, схемы, макеты, карточки-задания и т.п.), должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения;
3) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; 4необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; 5) наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; 6) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
1) помните – ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком,
2) золотое правило дидактики – все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания,
3) никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления,
4) следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся,
5) применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом,
6) используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное,
7) старайтесь сами изготовлять с учащимися наглядные пособия: лучше то пособие, которое изготовлено самими учащимися,
8) применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению,
9) помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Проблема использования средств наглядности при обучении иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а их становиться год от года все больше, перегружены различными фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала.
Заключение
Наглядность на занятиях по иностранному языку имеет множество проявлений и не утрачивает с годами свою актуальность, а наоборот, идет в ногу со временем. Меняются только средства наглядности.
Нельзя не признавать достоинства наглядности, однако, неумелое использование наглядных средств может увести учеников от решения главных задач.
На основе материала, рассмотренного выше, можно сделать следующий вывод:
- Каждый раз, используя те или иные наглядности, нужно понимать, какую именно функцию эти наглядности должны выполнять в учебном процессе, или какую роль они должны сыграть в формировании коммуникативной речи благодаря наглядностям.
Отсюда следует, что наглядность действительно является современным фундаментом для обучения английского языка, а также для формирования коммуникативной речи.
Мы знаем, что принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения обучаемыми изученного материала и является одним из важнейших принципов обучения. В современных условиях, когда основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях является развитие личности обучаемого, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, наглядность выступает в качестве основы, на которой строится речь, определяет её содержание и условия протекания. Наглядность служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; она является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; содержит подсказки для раскрытия законов языка при его чувственно-наглядном восприятии.
Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английского языка, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка.