Просмотр содержимого документа
«Роль ИКТ в учебном процессе д/о «Занимательный английский»»
МБУДО «Дом детского творчества»
Роль ИКТ в учебном процессе д/о «Занимательный английский»
(Методические рекомендации)
Автор-составитель:
Кузнецова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2022
Кузнецова Е. М.
Методические рекомендации «Роль ИКТ в учебном процессе д/о «Занимательный английский»
МБУДО «ДДТ» г.Бийск Алтайского края, 2022
Данные методические рекомендации освещают вопросы эффективного использования ИКТ на занятиях английского языка.
Материал разработан на основе личного опыта работы педагога с обучающимися детского объединения «Занимательный английский» с применением информационно-коммуникационных технологий на занятиях английского языка в обычном режиме и в условиях дистанционного обучения.
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей иностранного языка в дополнительном образовании, призваны оказать помощь школьным учителям иностранного языка.
Пояснительная записка
Новое время диктует новые требования к проведению современного учебного занятия. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса. Особенно важна роль ИКТ при дистанционной форме работы с обучающимися.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей и школы:
- овладение опытом организации деятельности с помощью предлагаемой методики может стать основой для проведения мероприятий по разным предметам учебного цикла;
- повышение мотивации обучающихся;
- повышение качества образования;
- увеличение степени доступности образования;
- использование эффективных инструментов для развития новых форм и методов обучения.
Значимость предлагаемой работы состоит в том, что автор делится своим опытом преподавания английского языка на занятиях оффлайн- и онлайн с применением ИКТ и учётом возрастных особенностей обучающихся, а также уровнем их владения языком и даёт точные рекомендации по использованию ИКТ на каждом этапе занятия.
Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе
На занятиях английского языка с помощью ИКТ можно решить следующие задачи:
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; - формировать навыки и умения чтения;
- пополнять словарный запас обучающихся лексическими единицами современного иностранного языка; - формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности обучающихся на занятии; - знакомить с культуроведческими материалами, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формирование и отработка знаний, умений и навыков говорения;
- успешное применение игровых моментов на разных этапах занятия;
- активное использование наглядности;
- формирование информационной грамотности обучающихся.
2. Этапы использования ИКТ на занятии английского языка
ИКТ можно использовать на любом из этапов занятия.
1 - Warm-up
Цель использования – вовлечение обучающихся в учебный процесс, активизация их речевой деятельности, постановка произношения звуков, повторение правильного произнесения слов и словосочетаний.
Фонетическую зарядку можно проводить в разных формах. Это могут быть песни-приветствия (Hello song, How are today?) с элементами движения.
Также используется phonics songs на этапе знакомства со звуками и на этапе повторения звуков и букв английского алфавита (например, Alphabet Water Park).
Это могут быть также материалы с фразами-приветствиями и фразами речевого этикета.
Рекомендую для warm-up использовать несложные видеоролики, которые не нагружают лишней информацией, а лишь создают условия для знакомства с новыми звуками или для повторения изученных. Обучающиеся вслух повторяют звуки, слова и движения.
2 - Презентация нового материала
Цель использования - иллюстрация речи педагога, что делает теоретическую часть интересной и красочной.
С целью разнообразить теоретический материал, желательно использовать яркие и лаконичные наглядные материалы, без лишних деталей, чтобы не отвлекать внимание обучающихся от темы.
Для актуализации знаний используются видеоролики, схемы, таблицы, картинки из интернета, а также заготовленные заранее материалы в программе Word. Наглядность помогает лучшему восприятию нового материала.
Например, для презентации грамматической темы «Present Continuous» рекомендую использовать готовый интернет-материал «Сказка о драконе», в котором очень доходчиво преподносятся формы глагола to be в Present Continuous.
3 - Физкультминутки
Цель использования – смена деятельности на занятии, показ движений на экране, сопровождение движений музыкой и командами, повторение глаголов движения.
Песни-физкультминутки – очень важная часть занятия. Кроме функции физической разминки, они выполняют и образовательную, так как содержат много грамматических и разговорных конструкций.
Песни-физкультминутки проходят в занимательной и подвижной форме, что способствует быстрому запоминанию. Вначале, при первом прослушивании, дети стараются повторять отдельные слова, а затем запоминают все конструкции.
На канале YouTube можно найти большое количество физкультминуток (If you are happy and you know it…, Head and shoulders, knees and toes, and so on)
Можно использовать любую подвижную разминку. Я также рекомендую использовать тематические, подобранные к определенной теме разминки. Это будет дополнительной возможностью повторить и закрепить изучаемый материал. Например, при изучении темы «My family» я советую использовать для разминки песню «Baby shark», где в простой и веселой форме повторяются основные слова по теме.
Цель использования – разнообразить процесс закрепления и повторения материала яркими и запоминающими примерами.
На экран монитора выводится упражнение с пропусками слов или с глаголом (прилагательным, существительным), которые нужно изменить (раскрыть скобки, поставив в нужную форму).
Тренировочные упражнения могут быть как по изучаемой в данный момент теме, так и теме «Грамматика» и т. д.
Помогают закреплению материала разнообразные таблицы.
Данная таблица (тема «Предлоги») выводится на экран монитора, один обучающийся называет по-английски цвет, другой называет предлог.
Например, при повторении темы «Prepositions» я советую использовать такой материал, как Where is a monster? (https://www.youtube.com/watch)
На экране появляется картинка с положением монстра по отношению к разным предметам и вопрос «Where is a monster?», также даётся несколько вариантов ответа. Обучающиеся выбирают правильный вариант, и картинка окрашивается.
https://langformula.ru/exercises/
https://s-english.ru/uprazhneniya
5 - Песни
Цель использования – закрепление изученной лексики по каждому модулю, расширение лексического запаса, использование страноведческого материала.
Песенный материал выбирается для разных целей:
- ряд тематических песен для закрепления изученного материала (при выборе материала советую выбирать песни с использованием британского или американского варианта английского языка, чтобы не путать обучающихся в плане произношения английских звуков).
- использование песен при изучении грамматических разделов (например, при изучении структур I have, she has, I like, I don’t like, she likes, she doesn’t like и т.д)
Для данных целей я рекомендую использовать песенный материал, в котором берётся только одна изучаемая структура, не нагружая обучающихся дополнительными грамматическими конструкциями, чтобы отработка навыков использования была наиболее эффективной.
- песни по разделу «Праздники» (Happy Halloween, Merry Christmas, Happy Easter, Thanksgiving Day, St. Valentine’s Day, St. Patrick’s Day).
Особенность тематики песен этого раздела в том, что существует очень большое количество материала, что создаёт для педагога сложность в плане выбора подходящего материала.
Хотелось бы порекомендовать подбирать такие песни по теме «Праздники», которые соответствуют возрасту обучающихся и их уровню владения языком. Иначе вместо интереса к культуре страны изучаемого языка можно получить обратный эффект, когда обучающийся не понимает, не может перевести лексику и не воспринимает музыкальный материал.
Цель использования – в игровой форме создать условия для введения, закрепления или повторения материала.
Можно использовать дидактические интерактивные игры разных платформ (Quizlet, Kahoot и т.д.)
https://www.baamboozle.com/games
https://quizlet.com/ru
Рекомендую приведённую ниже платформу, так как педагог сможет найти там учебный материал по различным темам, для разного возраста, для разного уровня владения языком и разного объёма задания.
Рассмотрим пример использования ИКТ при введении, закреплении и повторении материала при помощи игры «Kahoot» (https://kahoot.com/schools-u/)
Педагог выбирает тему игры, на экране появляется код подключения к игре. Обучающиеся подключаются к игре онлайн на своих телефонах или компьютерах, если занятие проводится онлайн, вводят ПИН-код игры и выбирают своё имя игрока на английском языке.
На компьютере есть вопрос и несколько вариантов ответа. Дети на своих телефонах выбирают правильный ответ. Сразу после ответов обучающихся появляется правильный ответ и появляется график результативности детей, кто сколько баллов набрал.
Педагог может проанализировать результаты ответов обучающихся и наглядно разобрать ошибки.
В конце игры на экране появляется подиум с призовыми местами. Победитель получает приз в виде оценки или стикера.
Тематика игр может быть соотнесена с темой, которую в данный момент проходят обучающиеся, или каким-то грамматическим материалом на закрепление, повторение или контроль.
Мои рекомендации при использовании этой платформы на занятии: обучающиеся должны до начала занятия скачать данное приложение на телефон или заранее войти в браузер, чтобы не тратить время на это на занятии – обучающиеся заранее предупреждаются о том, что им нужно будет зайти на сайт.
Точно такие же рекомендации касаются платформы Quizlet.
Советую также использовать сайт Wordwall, где в игровой форме повторяются все темы, но без использования мобильных телефонов обучающихся.
7 - Контроль усвоения программного материала
Цель использования – разнообразить процесс контроля, создать непринужденную психологическую атмосферу на занятии.
Можно использовать разного уровня викторины, интерактивные онлайн-тесты, которые могут быть в устной или письменной форме.
https://onlinetestpad.com/ru/tests/english
https://lim-english.com/tests/
Также используются тесты на определение уровня языка обучающихся.
Советую использовать данную платформу (https://puzzle-english.com/level-test).
Предлагаемые материалы тестов разбиты по уровням, по темам, что помогает педагогу и обучающемуся подобрать подходящий учебный материал. Обучающиеся выбирают правильный вариант ответа из предложенных.
Также на данной платформе собран очень полезный материал по аудированию – звучит запись на английском, обучающийся должен выбрать один из четырёх предложенных вариантов перевода на русский. Советую организовать эту работу по очереди, чтобы задействовать всех обучающихся на занятии и выявить слабые стороны в знаниях.
8 - Ресурсы интернета
Цель использования – наряду с печатными словарными источниками работа с Интернет-ресурсами повышает интерес и мотивацию в изучении языка.
Часто для перевода используется на занятии Google – переводчик (телефоны или компьютер), что экономит время и способствует повышению мотивации обучающихся.
Рекомендую данный вид деятельности использовать для исследовательских и проектных работ. Например, обучающиеся детского объединения «Занимательный английский» использовали Интернет-ресурс в процессе работы над исследовательским проектом «Лекарственные растения Алтайского края».
https://translate.google.ru
Дистанционное обучение
Все вышеперечисленные виды работ с ИКТ относятся как к занятиям обычного формата, так и к онлайн-занятиям в режиме дистанционного обучения.
Я провожу онлайн-занятия в Skype, так как не все дети могут работать в программе Zoom.
Кроме вышеупомянутых разделов занятия, в Skype очень результативно используется такая функция, как ЧАТ, которая заменяет традиционную доску и помогает компенсировать такой вид работы на занятии, как письмо.
Рекомендую использовать функцию чат на всех этапах занятия: для введения новых лексических единиц педагогом, для повторения изученных тем, а также для закрепления грамматических конструкций, перевода, тестовых заданий.
В чат можно загрузить любую необходимую картинку для иллюстрации теоретического материала.
Например, при повторении грамматической темы Present Simple обучающиеся пишут сначала утвердительные предложения, ответы каждого анализируются педагогом и самими обучающимися. Затем предлагается написать эти предложения в отрицательной и вопросительной формах, ответы вновь корректируются.
Также можно посоветовать такой вид работы: педагог пишет в чате английское предложение с тремя ошибками (орфографическими, грамматическими и т.д.), обучающиеся должны найти эти ошибки и обосновать правильное употребление той или иной конструкции или лексической единицы.
Затем один из обучающихся пишет предложение с тремя ошибками – остальные корректируют его предложение.
При повторении новой лексики, кроме написания перевода слов с русского языка на английский, используется такой вид работы, когда один из обучающихся произносит слово вслух на английском, а остальные записывают это слово. При обнаружении ошибок в написании проходит необходимая коррекция.
Заключение
Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, использование ИКТ на занятиях способствует обогащению словаря, точному контролю знаний обучающихся, повышается качество усвоения материала.
Это происходит потому, что изучаемый материал преподносится в современной интересной форме, а это является стимулом к познавательной деятельности.
Имеющийся опыт показывает, что использование ИКТ способствует улучшению восприятия учебного материала, помогает разнообразить процесс занятия – оптимизирует учебный процесс, создаёт дополнительные потенциальные возможности для решения самых разных дидактических задач. Также создаётся положительный эмоциональный фон на занятии, что благотворно влияет на мотивацию.
При подготовке к занятиям нужно учитывать реальную картину разного уровня подготовки детей, уровня развития памяти, мышления, внимания.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует положительному отношению к занятиям из-за их яркой наглядности, увлекательности и разнообразному объёму информации.
.
Список рекомендуемой литературы
1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.
2.Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе. М.: Университетская книга, 2011.
3.Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 09.02.2022). 4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.
5.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
7.Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
8.Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
9.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.