Королев А.Б. "Рейтинговая система в школе: теория и практика."
Наверное, в настоящее время нет учителя , который не знал бы что такое рейтинг. И скорее всего многие учителя применяли элементы рейтинговой системы на своих уроках. Для нас данная система- самая оптимальная, дающая бесконечные просторы для творчества и совершенствования.
Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:
узость диапазона школьных оценок;
субъективность оценки, расплывчатость ее критериев, отсутствие самооценки;
ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается участие в олимпиадах, написание научных рефератов ...);
недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.
Ответим на важный вопрос: что нужно учителю от учеников? Во-первых, высокая мотивация к изучению предмета, во-вторых, положительные результаты, в -третьих, группа активных учеников, которые готовы участвовать в любом мероприятии. Мы считаем, что рейтинг способствует увеличению мотивации учащихся, улучшает результаты их деятельности, создаёт большую группу активистов, которые хотят участвовать в конкурсах и которые являются примером для слабых учеников.
Однако не надо думать, что рейтинговая система и её элементы являются "волшебным ключиком" к решению всех проблем . Минусы у данной системы имеются, но положительных сторон гораздо больше. Главный практический плюс рейтинга в школе- это увеличение мотивации учащихся к изучению предмета. Высокая мотивация- высокие результаты. Ещё одним плюсом является увеличение качества подготовки ученика к предмету. Появляется конкуренция и чтобы быть одним из лучших ученик больше времени уделяет предмету и выкладывается на все сто процентов. Третий плюс рейтинга –это увеличение количества хороших учеников ( переход от двойки к тройке, от тройки к четверке, от четверки к пятерке). Заниматься с учениками , которые стремятся и хотят совершенствовать свои знания , желание любого учителя. Несомненным плюсом рейтинговой системы является демонстрация скрытого потенциала учеников, который мог так и остаться скрытым при другой системе. Очень приятно наблюдать ,как в условиях здоровой конкуренции раскрываются таланты учеников, как они умело используют все свои сильные стороны для достижения максимального результата. Уроки становятся динамичнее, ученики меньше списывают, качественнее делают домашние задания.
Поощрение учеников- важный элемент рейтинговой системы. Ученик четко понимает, как изменится его рейтинг при списывании или не подготовке к уроку или при победе в конкурсе переводчиков. Грамоты , ордена, медали, кубки играют не последнюю роль.
Рейтинговая система нам нравится ещё и тем, что её можно бесконечно улучшать, модернизировать и совершенствовать. Например, можно вводить бонусы лучшему чтецу, знатоку грамматики, хранителю времени, лучшему переводчику, можно проводить конкурсы внутри группы (как личные, так и командные). Очень хорошо проводить конкурсы параллелей. Там можно наблюдать настоящие интеллектуальные баталии. Очень многое зависит от желания и творчества учителя.
Один из минусов рейтинга в том, что учитель тратит много времени на подсчет рейтинга, но, как показала практика, со временем острота проблемы снижается. Ещё один недостаток рейтинговой системы в том, что при болезни ученика его рейтинг "останавливается". В данном случае основное практическое решение- творческие работы . Очень важно вводить элементы рейтинговой системы в начальном звене, предварительно изучив группу, и систематически поддерживать до самого конца. В противном случае существует риск возникновения недовольства и непонимания со стороны учеников и как следствие снижения мотивации.
Таким образом, рейтинговая система является актуальной в условиях возросших требований к ученикам , имеет больше плюсов и работает на практике, раскрывает потенциал учеников , увеличивает мотивацию обучающихся и имеет реальные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рейтинговая система в школе: теория и практика." »
Королев А.Б. "Рейтинговая система в школе: теория и практика."
Наверное, в настоящее время нет учителя , который не знал бы что такое рейтинг. И скорее всего многие учителя применяли элементы рейтинговой системы на своих уроках. Для нас данная система- самая оптимальная, дающая бесконечные просторы для творчества и совершенствования.
Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:
узость диапазона школьных оценок;
субъективность оценки, расплывчатость ее критериев, отсутствие самооценки;
ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается участие в олимпиадах, написание научных рефератов ...);
недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.
Ответим на важный вопрос: что нужно учителю от учеников? Во-первых, высокая мотивация к изучению предмета, во-вторых, положительные результаты, в -третьих, группа активных учеников, которые готовы участвовать в любом мероприятии. Мы считаем, что рейтинг способствует увеличению мотивации учащихся, улучшает результаты их деятельности, создаёт большую группу активистов, которые хотят участвовать в конкурсах и которые являются примером для слабых учеников.
Однако не надо думать, что рейтинговая система и её элементы являются "волшебным ключиком" к решению всех проблем . Минусы у данной системы имеются, но положительных сторон гораздо больше. Главный практический плюс рейтинга в школе- это увеличение мотивации учащихся к изучению предмета. Высокая мотивация- высокие результаты. Ещё одним плюсом является увеличение качества подготовки ученика к предмету. Появляется конкуренция и чтобы быть одним из лучших ученик больше времени уделяет предмету и выкладывается на все сто процентов. Третий плюс рейтинга –это увеличение количества хороших учеников ( переход от двойки к тройке, от тройки к четверке, от четверки к пятерке). Заниматься с учениками , которые стремятся и хотят совершенствовать свои знания , желание любого учителя. Несомненным плюсом рейтинговой системы является демонстрация скрытого потенциала учеников, который мог так и остаться скрытым при другой системе. Очень приятно наблюдать ,как в условиях здоровой конкуренции раскрываются таланты учеников, как они умело используют все свои сильные стороны для достижения максимального результата. Уроки становятся динамичнее, ученики меньше списывают, качественнее делают домашние задания.
Поощрение учеников- важный элемент рейтинговой системы. Ученик четко понимает, как изменится его рейтинг при списывании или не подготовке к уроку или при победе в конкурсе переводчиков. Грамоты , ордена, медали, кубки играют не последнюю роль.
Рейтинговая система нам нравится ещё и тем, что её можно бесконечно улучшать, модернизировать и совершенствовать. Например, можно вводить бонусы лучшему чтецу, знатоку грамматики, хранителю времени, лучшему переводчику, можно проводить конкурсы внутри группы (как личные, так и командные). Очень хорошо проводить конкурсы параллелей. Там можно наблюдать настоящие интеллектуальные баталии. Очень многое зависит от желания и творчества учителя.
Один из минусов рейтинга в том, что учитель тратит много времени на подсчет рейтинга, но, как показала практика, со временем острота проблемы снижается. Ещё один недостаток рейтинговой системы в том, что при болезни ученика его рейтинг "останавливается". В данном случае основное практическое решение- творческие работы . Очень важно вводить элементы рейтинговой системы в начальном звене, предварительно изучив группу, и систематически поддерживать до самого конца. В противном случае существует риск возникновения недовольства и непонимания со стороны учеников и как следствие снижения мотивации.
Таким образом, рейтинговая система является актуальной в условиях возросших требований к ученикам , имеет больше плюсов и работает на практике, раскрывает потенциал учеников , увеличивает мотивацию обучающихся и имеет реальные результаты.