Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике на уроках английского языка
Реализация коммуникативного подхода при обучении грамматике на уроках английского языка
Существует представление,что эффективно обучить ИЯ можно лишь тренируя навыки устной разговорной речи, т.е. работая над такими видами речевой деятельности как говорение и восприятие речи на слух. Однако без введения элементов грамматики, формируемые речевые навыки не могут быть прочными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Согласно концепции учебного предмета «Иностранный язык»главная цель обучения иностранным языкам в школе состоит в формировании поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией. [8]. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что овладеть коммуникативной компетенцией не находясь в стране изучаемого языка, в искусственно созданной ситуации общения, очень сложно. В учебной программе для учреждений общего среднего образования по иностранным языкам коммуникативная компетенция определяется как владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими выпускнику учреждения общего среднего образования осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные, образовательные, познавательные и иные задачи [9].
Существует представление, что эффективно обучить иностранному языку возможно только лишь тренируя навыки устной разговорной речи, т.е. работая над такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание. Тем не менее, практика коммуникативного обучения показывает, что без введения в него элементов грамматики, формируемые речевые навыки не могут быть прочными.
Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения, письма. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции. Коммуникативный подход предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально-коммуникативную роль в общении и выражении мысли. Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка. [5].
Безусловно, наиболее трудным моментом в обучении грамматике является его применение в речевой деятельности. Если работа с лексикой, чтение текстов, видео являются более интересными для учащихся, то грамматика часто воспринимается как набор трудноразличимых символов. Особенно остро эта проблема стоит на II и III ступенях обучения.
Поэтому я, как и мои коллеги, оказалась поставленной в ситуацию поиска эффективных форм и методов для реализации коммуникативного подхода при обучении грамматике на II и III ступенях обучения. Соответственно возникла необходимость в повышении мотивации учащихся, используя методически грамотно составленные упражнения в обучении грамматике английского языка.
Сущность данногоопыта состоит в разработке методики использования речевых ситуаций и последующих упражнений при обучении грамматике на учебных занятиях по иностранному языку.
Целью опыта является повышение эффективности процесса обучения иностранному языку посредством использования коммуникативной грамматики на учебных занятиях.
В процессе работы решались следующие задачи:
Изучить особенности обучения грамматике на II ступени обучения;
Теоретически обосновать необходимость применения речевых ситуаций на уроках иностранного языка с целью повышения эффективности образовательного процесса;
Разработать и апробировать систему коммуникативных упражнений для обучения грамматике на учебном занятии по иностранному языку с использованием изучаемого лексического материала, проанализировать её результативность.
Процесс изучения эффективности использования коммуникативного подхода при обучении грамматике на уроках иностранного языка включал:
подготовительный этап (январь 2013 - май 2014). На этом этапе основное внимание уделялось изучению теоретической основы коммуникативного подхода обучению грамматике и методике работы с грамматическими упражнениями;
этап практической реализации (сентябрь 2014 - февраль 2015). Данный этап включал разработку упражнений, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах работы над программным материалом в 7 классе;
этап обобщения опыта (сентябрь 2015 - апрель 2016). На этом этапе осуществлялось проведение серии открытых уроков, оформление материала для печатных изданий и онлайн ресурсов.
В ходе подготовительного этапа мной была подробно изучена методика коммуникативного обучения грамматике по Пассову Е.И, а также исследования Л. Бахмана, М.В. Вятютнего, Р.П. Мильруда, Н. Хомского. Кроме того, были проанализированы зарубежные коммуникативные пособия по грамматике, такие как «Grammarway», «Round-up», «Oxford grammar for schools», «Murphy», «Grammar for IELTS».
Кроме того, грамматический материал был соотнесен с основными разделами и ситуациями общения в рамках школьного курса.
Практика показала, что при выборе и использовании грамматических упражнений необходимо продумать три основных вопроса, которые помогут сделать эту форму работы продуктивной, а именно:
какие задания необходимо подготовить, чтобы избежать пассивности во время восприятия демонстрируемого материала и углубить процесс понимания;
какие задания предложить учащимся для тщательной отработки грамматического материала;
какие речевые ситуации будут даны учащимся для того, чтобы пробудить интерес к грамматическому материалу и сформировать необходимость употребления изучаемых грамматических конструкций в процессе общения.
На этапе практической реализации разрабатывалсякомплекс упражненийдля работы с грамматическим материалом и система их использования на учебных занятиях. Именно в ходе выполнения учебных действий формируются три компетенции: языковая, речевая и коммуникативная, обеспечивающие участие в реальном общении в рамках целей обучения. Немаловажное значение здесь имеет четкая структура занятия или скорее цикла занятий. В структуре обучения грамматике можно выделить три этапа:
I этап – ознакомление и первичное закрепление. Целью данного этапа является предъявление грамматического явления, осознание его формы и содержания. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Необходимо создать условия для показа изучаемой формы и конструкции. [4].
На данном этапе целесообразно использовать упражнения, имеющие следующие установки:
Compare two groups of sentences. Find the differences between them; Read the sentences again and underline grammar structures. What is common between them? Analyze how ...... is formed; Answer the questions and fill in the gaps to form the rule; Write out the sentences with ...... from the text.
Match the sentences with their translation and the meaning of the grammar structures; Read out the grammar structures from ex.1 and tell how to form them; Read the text and write out the sentences with the following grammar structures.
Listen to the interview. Why was this person chosen for the interview? Read the sentences from the interview and complete the rule. Read the text and identify the verbs in ....... Compare them with ......... in form and meaning. (Приложение 1)
Например, работа над Present Simple Passive на этапе введения может строиться следующим образом:
1. Compare two groups of sentences. Find the difference.
a) b)
Four seas wash the UK
The English Channel separates the UK from France
136 inhabited islands make up the British Isles
The Channel Tunnel links the UK with France
A big amount of water surrounds Great Britain
The UK is washed by four seas
The UK is separated from France by the English Channel
The British Isles are made up of 136 inhabited islands
The UK is linked with France by the English Channel
Great Britain is surrounded by a large amount of water
2. Read the sentences again and underline grammar structures. What is common between them? Analyze how the Present Simple Passive is formed.
3. Answer the questions:
Do we use the passive who does the action is unknown, unimportant or clear from the context?
How do we form the Present Simple Passive?
4. Read the text. Write out the sentences with the Present Simple Passive
My motherland is the Republic of Belarus. My country is located in the centre of Europe. It is made up of six regions: Brest, Vitebsk, Gomel, Grodno, Minsk and Mogilev. Belarus isn’t washed by any seas or oceans, so it isn’t separated from other countries by seas and oceans. Belarusisborderedby 5 countries.
II этап – тренировка грамматического материала. На II этапе происходит освоение существующего алгоритма использования грамматических форм и структур, с опорой на примеры из текста, прочитанного или прослушанного на этапе I или с опорой на знакомую лексику. Целью данного этапа является закрепление грамматической формы путем выполнения упражнений на подстановку и трансформацию. [4]. Этому этапу могут соответствовать следующие упражнения:
Read these passive sentences containing well-known facts about Britain. Choose the correct auxiliary verb; Put the verbs in brackets into the Present Simple Active or Passive; All these sentences contain errors. Find and correct them; Change the sentences from Active into Passive; Change the sentences from Passive into Active; Add the missing auxiliary verbs to complete the passive constructions; Put the events in each sentence in the right order.
Fill in the gaps using the words in the brackets and constructions as...as, so...as, not as...as; Using the facts about the UK compare its countries’ area, population, the highest points and the largest lakes. Use the adjectives large, long, high, big and comparative structures as...as, not so...as, not as...as.
Match the beginning of each sentence with its correct ending according to the difference in the meaning between Present Perfect and Present Perfect Continuous; Read the sentences. Use the verbs in the correct form – Present Perfect or Present Perfect Continuous; For each situation ask a question using the words in brackets. The 1st is done for you; Complete the sentences below. Make them true about you.
( Приложение 1)
Например, работа над comparative structures as...as, not as...as, not so...as на данном этапе может строиться следующим образом:
1. Fill in the gaps using the words in the brackets and constructions as...as, so...as, not as...as.
1) This book about the UK is ... that one (heavy). 2) These mountains are not ... those mountains in UK (old). 3) Ben Nevis is not ... mount Everest (high). 4) The Severn is 19 times ... the Thames (long). 5) The UK’s longest river is two times ... the longest Belarusian river (short).
2. Using the facts about the UK compare its countries’ area, population, the highest points and the largest lakes. Use the adjectives large, long, high, big and comparative structures as...as, not so...as, not as...as.
Model: The area of England is twice as large as the area of Scotland
England
Scotland
Wales
Northern Ireland
area, km2
130.995
78.772
20.779
14.130
population, mln people
53
5.3
3
1.3
highest point, metres
Scafel Pike
978
Ben Navis
1345
Snowdon
1085
Sliev Donard
850
area of the largest lakes, km2
Windermere
14.73
Loch Lomond
71
Lake Vyrnwy
4.53
Lough Neagh
392
Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур путём специализированных тренировок – это, безусловно, обязательный этап рационального овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений, которые предъявляются учащимся на III этапе.
III этап – этап речевой практики – является заключительным. На данном этапе осуществляется окончательное оформление грамматических навыков и умений, т.е. их употребление для решения коммуникативных задач. [4]. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:
Describe the pictures using Present Simple Passive; In pairs use the information and the notes below to ask and answer the questions about Big Ben. Card 1 – prompts for questions card 2 – information about a sight; Use the information from previous exercise and write a short paragraph about Big Ben.
Listen about the highest peaks in the UK and in the rest of the world. Fill in the missing information in the table. Compare the highest peaks in the UK and the rest of the world; Work in pairs. One of the students gets a card from the teacher. Ask each other to fill in the missing information about the lakes in Britain. Then compare the area of the lakes; Find the information about the largest lakes in Belarus. Compare them and tell your class about the results of your research.
Look at the pictures and say what people have been doing; Use the questions below to interview your partner. Do you have a lot of common? Report your findings to the group; Be a reporter for Teenlink! Write an article about a famous person you admire. (Приложение 1)
Например, работа с Present Perfect Continuous на заключительном этапе может выглядеть следующим образом:
1. Look at the pictures and say what people have been doing.
2. Use the questions below to interview your partner. Do you have a lot of common? Report your findings to the group.
1) Have you ever won any money in a lottery? 2) What have you been saving money for? 3) Have you ever used a credit card or your wallet or purse? 4) Have you ever lost a credit card or your wallet? 5) Have you ever borrowed money from someone? 6) How long have you been getting your pocket money? 7) Have you ever bought or sold anything on the Internet?
3. Be a reporter for Teenlink! Write an article (60-80 words) about a famous person you admire. Write about:
how long you have known about him/her
what he/she has done so far
how he/she started his/her career
what he/she has been doing recently and how long?
Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации, т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Чтобы максимально приблизить условия УРС к условиям реального общения и таким путём наилучшим образом подготовить учащихся к возможным в их последующей жизни ЕРС, необходимо определить основные черты реального общения. Анализ показывает, что таких черт три. Это реальные жизненные обстоятельства, заинтересованность собеседников в содержании разговора (в получении информации) и необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не может быть получена.
Ещё одно из условий реального общения – необходимость говорить на иностранном языке – достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации. Например, предлагается написать письмо иностранцу, рассказать о своём городе, хобби и т.д. И если это осуществимо, то это реальная ситуация; если нет, то это УРС, способная вызвать интерес. Можно предложить прослушать сообщение на определенную тему и представить свои мысли по данной теме, составить похожее сообщение. [5].
Коммуникативное овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия.
Не отрицая чисто тренировочных упражнений на грамматику, необходимо в качестве обязательного элемента использование условно-коммуникативных и собственно коммуникативных упражнений для закрепления грамматических навыков.
На заключительном этапе – этапе обобщения опыта – были проведены открытые уроки в 8-ых и 10-х классах, посвященные новым грамматическим темам и проиллюстрирован способ их коммуникативного объяснения и закрепления. (Приложение 1)
Анализ данных уроков показывает, что данный способ работы с грамматикой сочетает в себе как тренировочную ценность, так и содержательную, речевую и социокультурную ценность заданий. Кроме того, при изучении грамматического явления в речевом контексте, у учащихся формируется целостное представление о языке, как о системе, сочетающей грамматику в качестве «скелета» или основы, на которую нанизываются лексические единицы. Также занятия становятся более живыми и интересными, что способствует активному вовлечению учащихся в процесс обучения.
Все эти факторы способствуют повышению уровня заинтересованности учащихся в предмете, что подтверждают результаты мониторинга. (Приложение 3)
Разработки упражнений для коммуникативного обучения грамматике в 8-ых и 10-ых классах и методические рекомендации по их использованию в процессе преподавания английского языка были представлены на заседании школьного методического объединения, по результатам которого упражнения были структурированы и объединены для сборника. В дальнейшем предполагается рассмотреть сборник на районном методическом объединении и опубликовать. Кроме того, данный опыт работы представлен на ряде онлайн ресурсов. (Приложение 2)
Таким образом, как показывает опыт, коммуникативный подход в обучении грамматике достаточно эффективен. Он способствует систематизации языкового материала, установлению связи между коммуникативными задачами и альтернативными средствами их решения, создает представление о функциональных связях между различными явлениями языковой среды. Выполняя речевые задания на основе аутентичных страноведческих текстов, учащиеся не только совершенствуют лингвистическую компетенцию, но и приобретают социокультурные знания о стране изучаемого языка. Таким образом, реализуются основные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность и вариативность, а также лингвострановедческий подход к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18 – 22.
Бабинская, П.К. Коммуникативно-когнитивный подход к овладению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации / П.К. Бабинская, А.А. Мирский // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2001. – № 1. – С. 4 – 6.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165с.
Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А.Маслыко [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 522 с.
Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1989. – 290 с.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
Thurnbury, Scott. How to teach grammar / Scott Thurnbury. – Longman, 2007. – 200 p.
Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // национальный образовательный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 20.03.2017.
Программы средней общеобразовательной школы. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский). 3 – 11 классы // национальный образовательный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 20.03.2017.