В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, – творец. Поэтому, проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов.
Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В ФГОС нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Основные цели, которые преследует метод проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований;
сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
В курсе ИЯ метод проектов можно использовать в рамках программного материала фактически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника “Starlight”, по которому мы начали работать в этом году. В каждом из тематических блоков УМК гибко используются индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в постерах, буклетах, различных докладах обучающихся и т.д. и представляются на учебных занятиях.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка:
• Выбери тему проекта
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
• Сделай выводы
• Оформи результаты своей работы
• Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта
Памятка поможет ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Приведу примеры тем, которые были взяты за основу проектов в УМК Starlight для 5 и 6 класса.
В модуле Culture Corner в 5 классе детям было предложено представить флаг страны, в которой они хотели бы побывать или уже побывали и она им очень понравилась. Художественная презентация флага сопровождалась рассказом о нем (дети называли цвета флага, что они обозначают, что еще изображено на нем, а так же, когда мы можем видеть флаг). В результате получилась практически целая карта мира.
А в 6 классе в этом же модуле учащиеся предлагали путешествия с остановками в наиболее интересных местах. Дети подошли к заданию творчески, класс совершил виртуальный тур по многим странам как реальным, так и вымышленным. Проекты получились у всех разные не только по содержанию, но и по форме, одни представили карту путешествия, другие нарисовали свои вымышленные страны, третьи воспользовались программой Power point и создали презентации.
В модуле Curricular: Geography учащиеся 5 класса составляли тест на знание известных достопримечательностей в разных странах мира. Дети объединялись в пары или работали индивидуально.
Очень увлёк шестиклассников проект “A house of my dream”, в котором они дали волю своей фантазии и поделились своей мечтой, дома получились у всех разные, в каждом из них отразилась индивидуальность каждого ребенка.
Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:
Раскрытие темы
Связность, последовательность изложения материала
Простота и ясность изложения
Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей
Уверенность, владение собой; удержание внимания аудитории
Адекватность ответов поставленным вопросам
Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
Трудно представить в наше время проектную деятельность без использования ИКТ. Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
При изучении темы Saint Petersburg ученики 6 класса рассказали о своем путешествии в северную столицу с помощью программы Power Point.
Очень интересными, красочными и разнообразными получились презентации по теме “My favourite healthy dish”.Здесь ученики 6 класса представили свои блюда, рассказали, какие продукты требуются для их приготовления, этапы их приготовления и разъяснили, почему их блюдо полезно для здоровья.
Уже в 5 классе дети активно включаются в создание мультимедийных презентаций, которые я часто использую на уроке, например, для введения и закрепления лексики.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По моим наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что - то заинтересовывает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках и во внеурочной работе исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.— С. 194–197.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А,Колесниковой — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / ИЯШ. — № 2, 3 — 2000.
4. ФГОС — М.: Просвещение, 2011.
5. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием //Иностранные языки в школе. – 2008. - №3, с. 20-27.