Развитие УУД при работе с текстом на уроке английского языка.
Развитие УУД при работе с текстом на уроке английского языка.
Мы сегодня будем говорить о методах и приёмах работы с текстом любого формата на уроке иностранного языка. Я подчеркиваю слово любого, подразумевая под этим все возможные типы, жанры, а также и различную целевую направленность текстов. Для рассмотрения выбранной нами темы, а именно РАЗВИТИЯ УУД, не имеет значения даже на каком языке текст, с которым мы работаем. Все, вышеперечисленное, имеет значение для выделения умений и навыков, находящихся на конкретном речевом уровне, который предоставляет выбранный текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие УУД при работе с текстом на уроке английского языка. »
Развитие УУД при работе с текстом на уроке английского языка.
Мы сегодня будем говорить о методах и приёмах работы с текстом любого формата на уроке иностранного языка. Я подчеркиваю слово любого, подразумевая под этим все возможные типы, жанры, а также и различную целевую направленность текстов. Для рассмотрения выбранной нами темы, а именно РАЗВИТИЯ УУД, не имеет значения даже на каком языке текст, с которым мы работаем. Все, вышеперечисленное, имеет значение для выделения умений и навыков, находящихся на конкретном речевом уровне, который предоставляет выбранный текст.
Универсальные учебные действия потому и универсальны, что их развитие происходит безотносительно выбранного материала и основная мысль, которую я хотела бы до вас сегодня донести, что задачей педагога как раз является сфокусировать учащегося на развитии УУД определённого уровня. Это позволит уроку или фрагменту урока быть более целостным, едино направленным и даст возможность получить более качественный результат. Т.е. мы не говорим, что развиваться будут только коммуникативные или личностные УУД. Думаю, что все уже обратили внимание на то, что хотим мы того или нет, но при любой учебной деятельности развиваются все виды УУД, только в разной степени. Мы говорим именно о том, что учитель может и должен контролировать направление развития УДД, в котором идёт урок.
Давайте теперь рассмотрим конкретные этапы и приёмы работы с текстом и сопоставим это с нашим списком УУД. Я надеюсь, вы мне в этом поможете. Постараемся определить развитие УУД какого вида является центральным в каждом упражнении.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
Выпишите предложения с данной грамматической формой.
Объясните употребление данной грамматической формы.
Подстановочные упражнения:
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения:
Составьте из двух предложений одно простое.
Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
Выразите ту же мысль другими средствами.
Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
Определите значение сложного слова по его элементам.
Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Предтекстовая ориентировка читающего:
Ответьте на предтекстовые вопросы.
Определите верные и неверные утверждения.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
Упражнения на свёртывание текста:
Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на обобщения материала:
Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Упражнения на перефразирование:
Замените слово синонимом по образцу.
Замените слова дефиницией (описанием).
Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
Воспроизведите текст по плану
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
Упражнения на выявление темы текста:
Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
Выделите авторские характеристики.
Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
Поставьте вопросы к фрагментам текста.
Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
Дайте свою характеристику героям.
Теперь рассмотрим на материале конкретного текста.
A THISTLE EMBLEM
The thistle has nothing pleasant in it, especially if you carelessly touch its thorns. But it has an important meaning for the people of Scotland. It is the Scottish national emblem. Scotland, as you may know, is now part of Great Britain.
Why did the Scottish people choose this thorny plant as the national emblem of their country?
The answer is interesting and it can be found in the history of Scotland. The people of that country chose the thistle as their national emblem because it saved their land from foreign invaders many years ago.
People say that during a surprise night attack by the invaders the Scottish soldiers were awakened by the shouts of the invaders as their bare feet touched the thorns of the thistles in the field they were crossing.
This, of course, was a good reason to choose the thistle as a national emblem.
Каковы же возможные варианты работы с текстом?
1.Прочитайте и поймите общий смысл текста, передайте его содержание на русском языке.
2.Прочитайте текст и переведите каждое его предложение. При необходимости – пользуйтесь словарём. Старайтесь переводить литературно.
3.Найдите ответы на вопросы в тексте:
а)What is the national emblem of Scotland?
b) Why does the thistle have nothing pleasant in it?
c) Why did the Scottish people choose the thistle for their national emblem?
d) Did they have a good reason?
4.Объясните что здесь неправильно.
a) the thistle is pleasant to touch;
b) plants cannot be national emblem;
c) Great Britain is part of Scotland.
5.Дайте тексту другое своё название.
6.Поставьте к каждому абзацу разные типы вопросов.
7.Найдите в тексте интернациональные слова.
8.Подчеркните в тексте слова, которые вы смогли перевести с помощью словаря, выпишите их в тетрадь с транскрипцией и переводом.
9.Вспомните, что вы ещё знаете о Шотландии. Если не можете припомнить, почитайте дополнительную информацию. ( Я уверена, что вам будет интересно.)
10.Проведите аналогию, какие ещё страны имеют в качестве национальной эмблемы растения?
11.Нарисуйте иллюстрацию к тесту.
12.Перескажите текст на английском языке.
13.Выскажите своё мнение по поводу прочитанного текста.
14.Составьте свои предложения с выписанными словами сначала на русском, затем на английском языках.
15.Подумайте и скажите, если бы вам предложили выбрать эмблему-растение для России, что бы вы предложили и почему.
Вот такие варианты нам предложил автор статьи.
Как вы думаете, есть ли ещё варианты работы с этим текстом?
Теперь мне бы хотелось задать вопрос: Какие упражнения для работы с этим текстом мы выберем, чтобы нацелить наш урок на развитие личностных УУД?
- регулятивных УУД?
- познавательных УУД?
- коммуникативных УУД?
ВЫВОД: Учитель может и должен нацеливать свой урок в едином направлении, планируя свою работу в интересах учащихся, учитывая и развивая их слабые стороны. Т.е. любая работа с текстом развивает все виды УУД, но мы с вами можем концентрировать внимание учащихся на конкретных УУД, что является незаменимым для развития «слабых» сторон конкретных классных коллективов.