Работа с неуспевающими учащимися на уроках английского языка
Работа с неуспевающими учащимися на уроках английского языка
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими учащимися на уроках английского языка»
РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
Ю. Бабанский и В. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние, к числу внешних причин в первую очередь они относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе, а также несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние семьи и т.д.)
А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благополучия семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабое развитие волевой сферы. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.
Можно выделить следующие типы неуспеваемости учеников:
1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).
2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»).
Итак, особенности неуспевающих учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие этого,
низкий уровень интеллектуального развития,
отсутствие познавательного интереса,
не сформированы элементарные организационные навыки,
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,
нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника дети, в основном, из асоциальных семей,
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся,
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к -отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу.
Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.
Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.
Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка учителя используют разнообразные формы и методы работы:
В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения учителя используют игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Формы ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания.
Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).
Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.
Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.
Для работы со слабоуспевающими используются рисунки -кроки, т. к у детей возникают трудности при составлении текста пересказа на русском языке. Рисунки- кроки помогают ученикам составить, например, минимум предложений по теме, изобразить на бумаге то, о чем они услышали при аудировании. Это помогает учителю осуществить контроль понимания иноязычной речи.
Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.
Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Это обычно происходит на 3 или 4 год обучения. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память. Следует проводить упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений лексика «уходит в долгую память».
Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй -повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией.
Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
карточек для индивидуальной работы;
заданий с выбором ответа;
перфокарт;
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо:
подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым ( ведущая роль отводится сильному ученику),
проводить дополнительные консультации,
снижать темп опроса,
в младших классах проверять запись домашних работ,
организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,
ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
напоминать прием и способ выполнения задания,
сделать ссылку на правило,
проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),
регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.
Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд. Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.