kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одареннсти к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, и соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы и ними.

проблема одаренности представляет сабой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. осноыными из них являются проблемы выяления, обучения и развития одаренных детей, а так же проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время»

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время



В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития личности.

1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный».

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития:

- общие способности, обуславливающие широту возможностей человека;

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок;

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди "нормальных" людей, общаться и работать с ними.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

2. Дидактические подходы к обучению.

Необходимо помнить, что мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в традиционной массовой школе. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В Давыдов), проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.) использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов) использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм во всех вариантах, синектика ; занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация. В настоящее время в отечественной педагогике все более популярной становится проблема коллективной учебной деятельности. Сколько бы учеников одновременно ни обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное участие все ее члены. Выделяют следующие особенности коллективной формы организации учебной работы:

В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников – четыре человека.

Каждый участник занятий является то учеником, то учителем.

Цель ученика – учить других тому, что знаешь или изучаешь сам.

Основной принцип – все по очереди учат каждого и каждый – всех.

Деятельность каждого ученика общественно полезна, так как он не только учится сам, но и обучает других.

Важная особенность обучения – полное совпадение, единство коллективных и личных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.


3. Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.

Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

- представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Окружающим присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных

- представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия, меня любят, я привлекателен как человек

- цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

- он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;

- создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;

- предоставляет учащимся обратную связь;

- использует различные стратегии обучения;

- уважает личность;

- способствует формированию положительной самооценки ученика;

- уважает его ценности;

- поощряет творчество и работу воображения;

- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

- проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Учителя иностранного языка нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные учебники, электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы.

Для учеников с высокой познавательной мотивацией использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий: Grammar Practice for Intermediate Students / Sheila Dignen. - Pearson Education Limited, 2008.; Grammar Practice for Upper Intermediate Students / Debra Powel. - Pearson Education Limited, 2008.; Round up 1–6 English Grammar Practice + Teacher's Guide/Virginia Evans.-Pearson Education Limited, 2003.; Oxford Practice Grammar Basic/Norman Coe, Marc Harrison, Ken Paterson.-Oxford University Press, 2008.; Oxford Practice Grammar Intermediate/John Eastwood.-Oxford University Press, 2008.; Oxford Practice Grammar Advanced/George Yule.-Oxford University Press, 2008.; Grammar for CAE and Proficiency + аудиоприложение (CD mp3)/Martin Hewings.-Cambridge University Press, 2009.; ELTS International Language Testing System 2009-2010 Edition + аудиоприложение (CD mp3)/Kaplan, Inc., 2009.; Barron's Writing for the TOEFL + аудиоприложение (CD mp3)/Dr. Lin Lougheed.-Barron's Educational Series, Inc., 2008.; Real Writing 4 + аудиоприложение (CD mp3)/Simon Haines.-Cambridge University Press, 2008.; Just Listening and Speaking Pre-Intermediate + аудиоприложение (CD mp3)/Jeremy Harmer. - Marshal Cavendish Education, 2007.

Сложилась традиция проводить декаду иностранного языка. Мероприятия всегда разные по форме и содержанию, но вывод можно сделать один: развивается творческая активность учащихся, повышается мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность устанавливать на уроках деловые отношения.

Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Последние четыре года мои ученики добиваются в этом направлении хороших результатов.


В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Автор: Шарипова Асия Жуматаевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(102) "orghanizatsiia-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "203774"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Статья Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rabota_s_odariennymi_diet_mi_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka_i_vo_vnieur"
    ["file_id"] => string(6) "425062"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1502170737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_raboty_s_odariennymi_diet_mi_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka_i_vo"
    ["file_id"] => string(6) "461290"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520747017"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства