Программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб»
В современном образовании правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс образования. В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб», цель которой формирование повышенной мотивации к дальнейшему обучению английского языка; расширение познавательных интересов и воспитание ответственного отношения к учебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб»»
Ирина Геннадьевна Кузнецова,
Елена Леонидовна Лазарева,
учителя английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 30» г.Северодвинска
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб»
Аннотация на статью: В современном образовании правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс образования. В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе «Английский клуб», цель которой формирование повышенной мотивации к дальнейшему обучению английского языка; расширение познавательных интересов и воспитание ответственного отношения к учебе.
Ключевые слова: иностранный язык, внеурочная деятельность, интегрированные занятия, проектная методика, сотрудничество, технология коммуникативного обучения, английский клуб, системно-деятельностный подход, самостоятельная деятельность, игровые формы.
В настоящее время не найдется, наверное, человека, который бы отрицал важность владения как минимум одним иностранным языком. Иностранный язык стал необходимостью во многих сферах жизни человека: в учебе, на отдыхе, в общении с зарубежными коллегами или друзьями. Все это подразумевает активное владение именно функциональным языком, а не просто набором грамматических правил и лексических единиц. Таким образом, на первое место выходят практические навыки, такие как: умение написать письмо, умение поддержать разговор или умение понять услышанную информацию.
Однако анализ многочисленных теоретических исследований и практики показывает, что не удаётся достичь той степени владения учащимися иноязычной речью, которая бы обеспечила беспрепятственное свободное общение на данном языке. Даже учащиеся, успешно завершившие курс обучения иностранному языку, испытывают серьёзные затруднения.
В результате работы мы пришли к выводу, что правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс образования.
В настоящее время значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.
В связи с выше перечисленным нами была разработана и реализована программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский клуб» для 3 – 4 классов. Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями и потребностями учащихся в языковом материале и применении полученных знаний на практике. Изучаемый материал обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Новизна данной программы заключается в следующем:
1) сбалансированная практика во всех четырех видах речевой деятельности;
2) использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм устной и письменной коммуникации;
3) комплексный подход к обучению, который позволяет сформировать на начальном этапе и развить не только умения во всех четырех видах речевой деятельности, но и логику и стратегию решения тестовых заданий, что необходимо для развития критического мышления по всем предметам;
4) разнообразие лексических тем развивает межпредметные связи и формирует универсальные учебные действия.
Основная цель состоит в формировании повышенной мотивации к дальнейшему обучению английского языка; расширении познавательных интересов и воспитание ответственного отношения к учебе.
Формами организации занятий являются интегрированные занятия на английском языке. Ребята работают по проектной методике, учатся планировать и организовывать свою деятельность и деятельность сверстников, приобретают навыки сотрудничества и работы в малых группах, получают возможность для индивидуального роста, приобретают практические навыки общения на иностранном языке.
Приоритетными формами работы с обучающимися являются формы, отражённые в таблице:
Общие формы работы
Частнометодические формы работы
Индивидуальная
Фронтальная
Коллективная
групповая
фонетическая зарядка
лексические, грамматические игры
урок-презентация
ролевая игра
видео-урок
Для достижения намеченных целей и задач организуется внеурочная деятельность младших школьников по английскому языку. Проводятся занятия на параллели 3 - 4 классов, один раз в неделю. Срок реализации программы - 2 года.
Основные этапы достижения заявленных целей:
1. Организационный этап – включает отбор участников, инструкции, приобретение пособий.
2. Обучающий этап – состоит из учебно-практического курса.
3. Развивающий этап – занятия в малых группах.
4. Творческий этап – включает творческие, игровые, проектные задания.
5. Итоговый этап – подведение итогов, оценивание деятельности.
Среди наиболее эффективных педагогических средств, способствующих решению поставленных целей, выделяется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, разработанная Е.И. Пассовым, основными принципами которой являются:
- речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение;
- функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и фонетической сторон речевой деятельности;
- ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций;
- новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов работы;
- личностная ориентация общения;
- коллективное взаимодействие;
- моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде.
Данные принципы соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО. Однако для успешного развития коммуникативных навыков и умений младших школьников необходимо сочетание различных методик и подходов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
С этой целью предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущая роль в развитии мотивационной сферы, познавательной и творческой активности обучающихся отводится игровой деятельности. На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей учащихся к общению на изучаемом языке, а также созданию условий для многократного повторения ими языкового материала. Поэтому во внеурочной деятельности по английскому языку необходимо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия.
Кроме того, организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.
Во внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие проекты вне рамок изученных тем. Примерами подобной деятельности младших школьников могут служить мини-проекты, разработанные на основе освоения содержания учебной программы. Однако формулировку тем проектов отличает творческий характер, например: «Фантастическое животное», «Необычное время года», «Книга загадок о животных», «Мой школьный портфель», «Мир профессий», «Путешествие на другую планету», «Школа моей мечты» и др. В состав проектов обучающиеся включают кроссворды, анаграммы, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала.
На заседаниях клуба обучающиеся показывают все то, что уже они умеют. Они понимают: то, что они делают, – важно, полезно, а это, в свою очередь, помогает им еще лучше выучить английский язык. Работа в клубе направлена на то, чтобы каждый видел свой рост и демонстрировал свои достижения. С этой целью мы проводим командные состязания, праздники и развлечения, которые объединяют детей и родителей, заинтересовывают всех участников, а так же конкурсы, направленные на творческое и интеллектуальное проявление каждого обучающегося. Например, «От осени к зиме», «Светофор», «Календарь», «Мир вокруг нас» и другие.
Для придания коммуникативной направленности процессу обучения поддерживается высокая активность каждого участника клуба, которая достигается за счет оценки коммуникативных умений и знаний обучающихся. Но при этом оцениваются, прежде всего, их успехи, а не недостатки. Нужно стараться поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языка чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.
В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; её использование позволяет усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы и, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
1. Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка/Н.В. Литонина//Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С. 69-74.
2. Кащук С.М. Проектная методика в условиях информатизации лингвистического образования // Иностранные языки в школе. № 11. – 2013. – с.20 – 23
3. Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -220с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – с. 127 – (Стандарты второго поколения)
6. Реализация инновационных процессов в начальном общем образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции(6 декабря 2012г.): [сборник] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.)федер. ун-т им. М.В. Ломоносова», Ин-т педагогики и психологии, Каф.методик нач. обучения [отв. ред.: Н.В. Глущевская, канд. филол. наук, С.Ю. Буланова, канд. пед. наук]. – Архангельск, 2013. –179 с .- ISBN 978-5-98450-260-3.
7. Рыжак Н.А. 200 обучающих игр на занятиях иностранным языком. Пособие для преподавателей . – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 158 с.