Проект как индикатор достижения метапредметных результатов школьника
Проект как индикатор достижения метапредметных результатов школьника
Статья посвящена использованию проектной деятельности в практике учителя английского языка. На примере конкретной проектной работы автор рассматривает показатель достижения метапредметных результатов школьников через проектную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект как индикатор достижения метапредметных результатов школьника»
учитель английского языка Бубаева Л.Я.
МОУ Усть-Ордынская СОШ № 2
имени И.В. Балдынова
Проект как индикатор достижения метапредметных результатов школьника
Аннотация. Статья посвящена использованию проектной деятельности в практике учителя английского языка. На примере конкретной проектной работы автор рассматривает показатель достижения метапредметных результатов школьников через проектную деятельность.
Ключевые слова: метапредметные результаты, развитие личности, проектная деятельность
Перед школой в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, умение, которое зависит от собственных мотивов учащихся.
Специалистами принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы включают мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе заключается в успешном выполнении учебных заданий, положительной реакции на повышение учителем трудностей задания, обращении к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию, положительном отношении к дополнительным заданиям.
Социальные мотивы включают в себя мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе понимания социальной необходимости, с тем, чтобы стать полезным обществу, быть готовым к продолжению обучения, в стремлении понимать и анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, стремиться к их совершенствованию.
Установленные требования к результатам учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», необходимо создавать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи; умений объяснять и рассуждать.
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты:
– формирование мотивации учения;
– осознание возможностей самореализации;
– стремление к совершенствованию;
– формирование коммуникативной компетенции;
– формирование общекультурной и этнической идентичности;
– толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
– готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою
гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты:
– развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
– развитие коммуникативной компетенции;
– умение ставить перед собой цели и определять задачи,
– развитие исследовательских учебных действий,
–развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль,
главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
– осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности.
Мы остановимся на метапредметных результатах.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Способность их использования в учебной, познавательной практике, а также самостоятельность планирования, осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты достигаются исключительно в деятельности. К сказанному добавим: деятельность учащихся будет метапредметной в том случае, если она специально организована и в процессе её осуществления будут вырабатываться специальные способы действия, которые помогут решать жизненные проблемы. Один из способов организации такой деятельности – создание проблемных ситуаций, из-за которых ученик включается в проектную работу.
Детей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные последствия разных вариантов решения; оценивать полученные результаты и находить способы совершенствования проектирования и изготовления продуктов деятельности. Все эти задачи могут быть успешно решены через отношения «учитель – ученик», которые должны отвечать таким требованиям:
*ученик сам определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
*ученик открывает новые знания – учитель помогает найти источники знаний;
*ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
*ученик выбирает пути решения задач и проблем – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
*ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
*ученик становится субъектом обучения – учитель – его партнером;
*ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает ему оценить полученные результаты и выявлять способы совершенствования деятельности.
Технология проектной деятельности давно получила и заслужила признание среди учителей иностранного языка и стала одной из актуальных технологий в обучении учащихся.
Для того, чтобы грамотно и качественно выполнить проектную работу, учащийся должен достичь метапредметных образовательных результатов через освоение универсальных учебных действий:
работать с текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами иностранного языка;
самостоятельно работать с источниками для получения нужной информации;
контролировать и оценивать результаты своего труда.
Именно на уроках английского языка, читая произведения, тексты, изучая страноведческий материал, дети приобретают опыт, применимый и в повседневной жизни, и в учебе, и в речевом самосовершенствовании, что является одной из первых целей преподавания иностранного языка.
Как показывает практический опыт, подростковый возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей, при этом большое значение имеет нахождение подростка, как в роли ведущего, так и в роли ведомого. Мое внимание привлекло стремление учащихся в развитии навыков устной речи в повседневной жизни, стремление к практическому применению англоязычной речи. Передо мной встала задача – создать условия для формирования метапредметных результатов обучения через включение учащихся в проектную деятельность. Ведь проект это есть замысел, в результате которого ученик должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, видеофрагмент, фильм, модель, сценарий.
Первый пример достижения метапредметных результатов – приобретение школьником определенных социальных знаний (создание видеороликов по определенным темам, которые содержат познавательные или проблемные ситуации), т.е понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Так, на уроке по теме «Спорт в Великобритании и России» учащимся было предложено из видеоролика узнать: что такое “archery” стрельба из лука, “shatar”бурятские шахматы и «national wrestling» вольная борьба. Видеоролик - это продукт проектной деятельности (творческая работа), где speakers являются сами учащиеся, которые с удовольствием практикуют свой разговорный английский, сами отбирают нужный материал (определяют тему, проблему, составляют сценарий, выбирают места съемок, количество актеров, speakers, снимают). Затем производился монтаж этого материала в определенной последовательности. Это сложная, но интересная работа, которая приводит к повышению мотивации к изучению английского языка, повышению навыков устной речи и повышению интереса в создании продуктов проектной деятельности.
Второй пример достижения метапредметных результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний.
Ярким примером стало внеклассное мероприятие в 11 л классе, в рамках проведения районного методического семинара для учителей иностранных языков образовательных организаций Эхирит-Булагатского района.
После долгих обсуждений в классе было решено провести виртуальную экскурсию с помощью 3-D очков «Добро пожаловать в мир искусства! Ребята самостоятельно определили цель своей деятельности – узнать, какие существуют направления искусства , познакомиться с этими направлениями и их авторами, обобщить полученные знания в форме проведения внеклассного мероприятия. Был составлен план работы, распределены роли и задания. Учащиеся выступили в роли экскурсоводов - гидов и провели виртуальную экскурсию для педагогов района. При обсуждении мероприятия участники семинара отметили хорошее качество подготовки учащихся, оформление, сценарий проведения данного мероприятия.
Таким образом мы отмечаем, что в процессе подготовки к мероприятиям у обучающихся формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Прошло время, мы провели внеклассное мероприятие моим ученикам помладше, тем самым на живом примере показали значимость изучения иностранного языка, значимость развития навыков устной речи. Появились ученики, которые заинтересовались в создании проектов на иностранном языке.
Одним из таких проектов является проект Толкачевой Екатерины, ученицы 9 л класса, «5 чудес моей Малой родины»
На уроках английского языка дети узнают много нового и интересного об англоязычных странах, но эти страны находятся далеко от нас, поэтому чаще всего у учеников пропадает интерес к информации о них. Мы считаем, что вернуть интерес учеников к английскому языку можно при помощи привлечения дополнительной информации о родных местах. Поэтому мы решили собрать актуальную информацию о главных достопримечательностях п. Усть-Ордынский, перевести эту информацию на английский язык и представить ее в форме видео.
Целью проекта является разработка видеороликов на английском языке о достопримечательностях п. Усть-Ордынский для использования на уроках английского языка как средства повышения интереса учащихся к данному предмету.
Краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов
Для достижения поставленной цели было необходимо:
1) изучить информацию о достопримечательностях п. Усть-Ордынский;
2) выбрать пять самых важных, по нашему мнению, достопримечательностей поселка;
3) собрать сведения о выбранных достопримечательностях из различных источников информации;
4) подготовить тексты для перевода на английский язык;
5) доступным и понятным языком перевести тексты на английский язык;
6) собрать фотоматериал для создания видеороликов;
7) используя видеоредактор Animotica создать видеоролики.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, ученицей были проведены поиск и анализ информации о достопримечательностях п. Усть-Ордынский, в ходе которых она выбрала пять главных, по ее мнению, достопримечательностей поселка. Далее, ученица обобщила полученную информацию и составила тексты о достопримечательностях на русском языке, а потом перевела данные тексты на английский язык. Английские тексты были озвучены в видеороликах.
В результате проделанной работы были созданы пять видеороликов о достопримечательностях п. Усть-Ордынский, которые опубликовали на канале ученицы в YouTube, где ученики и все желающие могут ознакомиться с видео, узнать что-то новое для себя, и возможно загореться желанием стать экскурсоводом, гидом и примерить на себя эту социальную роль.
Приятно осознавать, что совместная работа с учениками приносит не только мне как учителю и моим ученикам удовольствие и удовлетворенность самим процессом создания проектов, но и признательность общественности результатов деятельности учеников.
Данный проект занял 3 место в 1 Всероссийском смотре-конкурсе проектных работ учащихся, который был организован отделением гуманитарно-эстетического образования Иркутского государственного университета 11 декабря 2020 года.
Далее, мы решили принять участие в международном онлайн- конкурсе детских туристских проектов и заняли 2 место в номинации «Конкурс экскурсионных проектов на иностранном языке» в рамках VIII Международного детского фестиваля- ярмарки «На Великом Чайном пути», организаторами которого являются Международная Ассоциация культурного туризма г. Улан-Батор, Монголия и городской центр детского и юношеского туризма г. Улан –Удэ, Россия.
Наряду с внешним оцениванием метапредметных результатов достижений учащихся реализуется и их внутреннее оценивание, т.е. самооценивание каждым учеником себя (успешность достижения поставленной задачи, сотрудничество, возможность применения знаний и умений в жизненных ситуациях)
Диагностическая шкала
Метапредметные
результаты
Познаватель ные (формулировка учебной задачи на основе проблемной ситуации)
Регулятивные (умение составлять план действий, умение оценивать правильность выполнения действия)
Коммуника тивные (культура речи, понимание позиции другого человека, умение объяснять и рассуждать)
Общий балл
Баллы
0 1 2 3 4 5
0 1 2 3 4 5
0 1 2 3 4 5
Такая шкала позволяет фиксировать динамику формирования метапредметных результатов и в соответствии с этим вносить изменения и коррективы в образовательный маршрут школьника.
Проектная культура учащихся как метапредметный результат может быть представлена как опыт, приобретенный ими в процессе реализации проекта.
Она предусматривает:
- наличие специально значимой задачи (проблемы) – исследовательской,
информационной, практической;
- планирование действий по разрешению проблемы: проектирование самого
проекта, определение вида продукта и формы презентации;
- результат работы над проектом – продукт;
- создание презентации продукта.
Таким образом, проект может служить показателем достижения метапредметных результатов обучения школьников, так как опыт проектной работы показывает, что учащиеся, участвуя в ней, совершенствуют приобретенные метапредметные умения, необходимые не только для обучения в школе, но и в будущей жизни. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, что ведет к развитию конкурентоспособной личности в условиях современного информационного общества.