kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать

культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.

Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.

Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.

Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием

между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способа активизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизации речемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.

Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать

культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.

Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.

Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.

Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием

между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способа активизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизации речемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка »



Актуальность


Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать

культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.

Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.

Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.

Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.

Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием

между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способа активизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизации речемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.


Новизна опыта


Опыт можно обозначить как репродуктивно-поисковый, т. к. он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка.

Новизна опыта выражается в следующих положениях:

1) создание условий для проектирования индивидуальной познавательной

траектории развития личности на уроках английского языка.

2) создание и апробация комплекса лингвострановедческих материалов,

состоящих из:

- аутентичного текста,

- паспортизации ключевых слов,

- коллажирования,

- методики развития критического мышления,

3) включение личности в активную речемыслительную деятельность,

направленную на развитие их коммуникативных умений.


Технология опыта


Основная цель работы автора опыта - разработка и апробация комплекса лингвострановедческих материалов как ведущего способа активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.

Технология активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения опирается на следующие принципы:

- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование на личного опыта каждого ученика;

- учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

- в процессе взаимодействия обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и, главным образом, процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

- образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности учащихся на английском языке важно проанализировать:

  • средства;

  • формы;

  • тактику речемыслительной деятельности;

  • стратегию речемыслительной деятельности;

  • индивидуальные особенности учащихся.

Речемыслительная деятельность опосредуется вербальными средствами, т.е. словами. Одной из тенденций преподавания английского языка является стремление увеличить количество слов, усваиваемых учащимися. Однако научные исследования говорят о том, что богатый запас слов сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемыслительной деятельности. Пользуясь ограниченным вокабуляром, можно точно и верно

ответить на неоднозначный вопрос. В опыте нашей работы мы не стремимся

к механическому увеличению количества слов, руководствуемся образовательными стандартами.

Формы речемыслительной деятельности - это тип обобщения существенных признаков. Эффективной формой развития речемыслительной

деятельности является построение смыслового комплекса высказывания, который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенные между собой логическими связями, и может разрастаться, включая в себя все новые и новые понятия по теме. Не случайно его название

mind-map - интеллектуальная карта. Мы стремимся использовать в своей работе эту форму.

Специфику нашей деятельности составляет лингвострановедческий комплекс, включающий в себя аутентичные тексты, коллажирование,

паспортизацию ключевых слов, методику развития критического

мышления. Дадим краткую характеристику каждого компонента.


Аутентичный текст (первозданный, данный носителями языка без

обработки, т. е. неадаптированный) необходим для активизации

речемыслительной деятельности.

Коллажирование. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия.

Паспортизация ключевых слов - это комплексное синхронное описание в методических целях информации о предмете или явлении, обозначаемом словом или совокупностью языковых данных.

Методика развития критического мышления.

Данные виды работы способствуют активизации речемыслительной

деятельности и развитию лингвистических, исследовательских навыков.

Помимо лингвострановедческого комплекса в нашей работе мы

используем следующие тактические действия.

1. Включение учащихся в работу по образцу:

Учебник 7 класса под редакцией Кузовлева В. П., тема "Помощь по

дому"

Can you guess how often the Howards have to do their duties.

Probably Fred has to walk the dog regularly

weekly

seldom

2. Предъявление учащимся тезиса, текста, изображения единой и разной

информации:

Урок в 7 классе. Тема "Как ты получаешь информацию?"

Why is it interesting to visit a museum?

Visit our museum!

Here you can learn by playing

Discover by doing!

Do experiments!

Enjoy your visit!

3. Последовательное предъявление вопросов, прием расширяющихся

синтагм:

Урок в 7классе. Тема "Почему ты учишься?"

Music?

Music industry?

Do they study the pop music industry?

Do students study a new subject - the pop music

industry?

4. Предъявление ключевых или уточняющих, открытых (к очевидной

информации) или закрытых (скрытой информации) вопросов.

Урок в 5 классе. Тема "Можно мне еще?"

Перед текстом ставятся вопросы, на которые ученик может найти

прямой или обобщающий ответ с использованием полученных знаний.

What traditional British dishes are offered to tourists?

Tourists in Britain should try traditional British dishes: fish and chips, roast

beef and Yorkshire pudding. Try Cornish pasties and Haggis - a Scottish dish. We are sure you will like

scones with cream and jam. They are so tasty!

5. Пропуск деталей и подробностей.

Урок в 7 классе. Тема "Экология".

What is reduced, reused, recycled in your family?

is reduced

In our family ... ... is reused

is recycled

to save ...

It helps to protect ...

not to pollute ...

6. Множественный выбор ответа (использование тестов).

Choose the right answer.

1. What were people's dreams, according to paragraph 1?

A. People had different dreams about England and France which helped them dig

a tunnel.

B. People dreamt that Napoleon was digging a tunnel to win a victory over

England.

C. In their dreams people hoped to connect England and France.

2. What facts from the history of the tunnel building are mentioned in

paragraph 2?

A. There are still several kilometres of an old tunnel under the Channel.

B. Queen Victoria liked the idea to have a link with France.

C. Colonel Beamont and Captain English built a tunnel which went six

kilometres out into the Channel until Queen Victoria stopped them.

7. Самостоятельное конструирование ответа учащихся.

Урок в 11 классе. Тема "Изобретения".

3. SPEAKING

1)There are a lot of inventions that really changed the life of mankind.

Choose one and say why it is important, how it influences the life of people.

Describe your attitude towards this invention.

2)PAIR WORK

Look at the pictures and speak about positive and negative sides of these

things.

Try to prove your point of view. Agree or disagree with your partner.

8. Поиск ассоциаций и связей. Урок в 9 классе. Тема "Музыка".

Match the names of the composers and the countries they came from.

Mozart Germany

Prokofiev Italy Mussorgsky Russia

Ravel Australia

9. Дискуссия.

10. Метод проектов.

11. Приемы разноуровнего обучения.

12. Приемы использования занимательных упражнений, игр,

развлечений.


В нашей методической системе важное место занимает следующая стратегия - высказывание на английском языке, представляющая собой такие

алгоритмы:

а) Традиционный ответ на вопрос.

What's the weather like today?

б) Поиск деталей (дат, цифр, имен, места и т. д.).

6 класс. Урок чтения, текст "Приглашение".

Reading for specific information.

Where were the girls invited to?

в) Поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств).

Тема: "Внешность". "Reading for detail." Урок в 6 классе.

How does he look?

Fill in the necessary information and the missing data,

address:

description:

character:

other information

г) Понимание процесса или явления, (с помощью разделительных или

альтернативных вопросов).

Урок в 7 классе. Тема "Мой друг".

Your friend is clever, isn't she?

Does your friend like to read or to sew?

Can your friend play volleyball or tennis?

Your friend looks great, doesn't she?

д) Умозаключение (т. е. самостоятельный логический вывод, не

содержащийся в изучаемом материале),

As for me…

I'd like to…

I want to…

I can…

Besides…

е) Гипотеза (т. е. предположение на основе изучаемого материала),

First…

Then…

After that…

Finally…

ж) Осмысление в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка.

Урок в 6 классе "Проверь себя".

-Choose the best title for it. (Reading for the main idea).

Clothes in Britain.

-British people do not care about clothes.

-Formal clothes in Britain.

These days most people in Britain do not wear very formal clothes. But

sometimes it is important to wear the right thing. Many British people do not

think about clothes very much. They just like to be comfortable. At the theatres,

cinemas you can put on what you like. But men in offices usually wear suits and

ties and women wear dresses or skirts. Doctors, lawyers wear formal clothes. It

is difficult to say exactly what people wear in Britain because everyone is

different.

з) Логическое построение (восстановление смысловой последовательности).

drew a model neatly and correctly

discussed the idea seriously

thought over the details properly

made the kite carefully

got the material quickly

tested the kite properly

и) Резюме (т. е. суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами).

Урок в 11 классе, тема "Музыка". Закрепление.

a) What styles of music are popular in your country?

b) What are special styles of music that are common for the city/town/village

you live in?

c) What are the adjectives that go with this or that style of music?

d) Do you know singers or musicians who are involved in this or that sort of

music? Who are they? Why are they popular?


Трудоемкость


Трудоемкость опыта состоит в том, что проблема, активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка на основе лингвострановедения недостаточно изучена и методически разработана. Лингвострановедческий аспект фрагментарно отражен, на наш взгляд, в учебных и методических пособиях Кузовлева В. П., Верещагиной И. Н., Денисовой Л. Г., Клементьевой Т. Б.. Предложенный материал не дает достаточного поля на начальном этапе его развития для деятельности, направленной на развитие познавательной сферы учащихся, связанной с изучением культурных традиций носителей языка. Таким образом, необходимые дидактические и методические материалы приходится формировать самостоятельно, в процессе подготовки к работе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка

Автор: Зылева Анна Николаевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Статья на тему "Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка." "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-sposoby-aktivizatsii-riechiemyslitiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198360"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428398142"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Использование виртуальных туров при обучении английскому языку "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-virtual-nykh-turov-pri-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "139049"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417631566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства