Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка
Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка
Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать
культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.
Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.
Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.
Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.
Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием
между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способаактивизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизацииречемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.
Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать
культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.
Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.
Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.
Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.
Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием
между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способаактивизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизацииречемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка »
Актуальность
Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать
культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.
Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается нами как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.
Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся, с нашей точки зрения, в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Необходимость обращения автора к проблеме речемыслительной деятельности школьников на уроках английского языка также очевидна в силу специфических особенностей обучения английскому языку. В последние годы усилия лингвистов, как и многих ученых антропологических наук, направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.
Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта. Мы согласны с мнением ученых и педагогов-методистов (Верещагиным Е. М., Костомаровым В.П., Томахиным Г.Д.), предлагающих обязательное включение лингвострановедческого материала в процесс преподавания иностранного языка. Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.
Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием
между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способаактивизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации. Лингвострановедение как ведущий способ активизацииречемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры, основываясь на использовании одной из социальных функций языка - кумулятивной. В этой функции язык выступает связующим звеном между поколениями, хранилищем и средством передачи внеязыкового коллективного опыта, т.к. язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предшествующее состояние.
Новизна опыта
Опыт можно обозначить как репродуктивно-поисковый, т. к. он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
Новизна опыта выражается в следующих положениях:
1) создание условий для проектирования индивидуальной познавательной
траектории развития личности на уроках английского языка.
2) создание и апробация комплекса лингвострановедческих материалов,
состоящих из:
- аутентичного текста,
- паспортизации ключевых слов,
- коллажирования,
- методики развития критического мышления,
3) включение личности в активную речемыслительную деятельность,
направленную на развитие их коммуникативных умений.
Технология опыта
Основная цель работы автора опыта - разработка и апробация комплекса лингвострановедческих материалов как ведущего способа активизации речемыслительной деятельности учащихся на урокаханглийского языка.
Технология активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения опирается на следующие принципы:
- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование на личного опыта каждого ученика;
- учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- в процессе взаимодействия обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и, главным образом, процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
- образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности учащихся на английском языке важно проанализировать:
средства;
формы;
тактику речемыслительной деятельности;
стратегию речемыслительной деятельности;
индивидуальные особенности учащихся.
Речемыслительная деятельность опосредуется вербальными средствами, т.е. словами. Одной из тенденций преподавания английскогоязыка является стремление увеличить количество слов, усваиваемыхучащимися. Однако научные исследования говорят о том, что богатый запасслов сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемыслительнойдеятельности. Пользуясь ограниченным вокабуляром, можно точно и верно
ответить на неоднозначный вопрос. В опыте нашей работы мы не стремимся
к механическому увеличению количества слов, руководствуемся образовательными стандартами.
Формы речемыслительной деятельности - это тип обобщения существенных признаков. Эффективной формой развития речемыслительной
деятельности является построение смыслового комплекса высказывания, который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенные между собой логическими связями, и может разрастаться, включая в себя все новые и новые понятия по теме. Не случайно его название
mind-map - интеллектуальная карта. Мы стремимся использовать в своей работе эту форму.
Специфику нашей деятельности составляет лингвострановедческий комплекс, включающий в себя аутентичные тексты, коллажирование,
паспортизацию ключевых слов, методику развития критического
мышления. Дадим краткую характеристику каждого компонента.
Аутентичный текст (первозданный, данный носителями языка без
обработки, т. е. неадаптированный) необходим для активизации
речемыслительной деятельности.
Коллажирование. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия.
Паспортизация ключевых слов - это комплексное синхронное описание в методических целях информации о предмете или явлении, обозначаемом словом или совокупностью языковых данных.
Методика развития критического мышления.
Данные виды работы способствуют активизации речемыслительной
деятельности и развитию лингвистических, исследовательских навыков.
Помимо лингвострановедческого комплекса в нашей работе мы
используем следующие тактические действия.
1. Включение учащихся в работу по образцу:
Учебник 7 класса под редакцией Кузовлева В. П., тема "Помощь по
дому"
Can you guess how often the Howards have to do their duties.
Probably Fred has to walk the dog regularly
weekly
seldom
2. Предъявление учащимся тезиса, текста, изображения единой и разной
информации:
Урок в 7 классе. Тема "Как ты получаешь информацию?"
и) Резюме (т. е. суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами).
Урок в 11 классе, тема "Музыка". Закрепление.
a) What styles of music are popular in your country?
b) What are special styles of music that are common for the city/town/village
you live in?
c) What are the adjectives that go with this or that style of music?
d) Do you know singers or musicians who are involved in this or that sort of
music? Who are they? Why are they popular?
Трудоемкость
Трудоемкость опыта состоит в том, что проблема, активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка на основе лингвострановедения недостаточно изучена и методически разработана. Лингвострановедческий аспект фрагментарно отражен, на наш взгляд, в учебных и методических пособиях Кузовлева В. П., Верещагиной И. Н., Денисовой Л. Г., Клементьевой Т. Б.. Предложенный материал не дает достаточного поля на начальном этапе его развития для деятельности, направленной на развитие познавательной сферы учащихся, связанной с изучением культурных традиций носителей языка. Таким образом, необходимые дидактические и методические материалы приходится формировать самостоятельно, в процессе подготовки к работе.