Просмотр содержимого документа
«Применение методов проектов и создание доступной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ.»
Доклад на РМО, 20.04.2021
Литвиненко Т.Р., учитель английского языка
МБОУ СОШ р.п. Мухен
Применение методов проектов и создание доступной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»1. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.
Рассмотрим подробнее одно из направлений:
Проектная деятельность - одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Проектирование направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников. Проектный метод обучения, при его умелом применении, позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности, включает школьников в успешную учебную деятельность, формирует и удовлетворяет познавательные запросы и потребности школьников, создает условия для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.
Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Только личная заинтересованность в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающегося в учении, непосредственно связанную с опытом ее применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса обучающегося.
Проектная деятельность основывается на:
развитии познавательных, творческих навыков обучающихся, умений
самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления; самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной,
групповой, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени;
решении какой-то значимой для учеников проблемы;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.) в форме конкретных
результатов, готовых к внедрению;
сотрудничестве обучающихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").
Для ученика проект - это возможность
проявить активность, самостоятельность в поиске решения проблемы;
возможность максимального раскрытия творческого потенциала;
развить коммуникативные умения и навыки.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для обучающихся.
Для учителя проект-это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность; способ организации работы с различными группами учащихся, что означает пути продвижения каждого обучающегося от более низкого к более высокому уровню обучения (от репродукции к творчеству).
В курсе Иностранного Языка метод проектов можно использовать в рамках изучаемого программного материала фактически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Требования к проекту
Каждый проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть непредсказуемым в процессе работы и по завершении; быть гибким в направлении работы и скорости выполнения; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей школьника при решении более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Критерии при работе над проектом
Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
Планируемые результаты проектной деятельности:формированиеиндивидуальности и социального самоопределения;формирование коммуникативной компетенции и навыка индивидуальной и командной работы; повышение познавательной активности и интереса к языку; развитие инициативы, самостоятельности, способности давать адекватную оценку действиям своим и чужим, развитие творческих способностей.
Личностные результаты
В процессе работы над проектами обучающиеся осваивают навыки самоорганизации, контроля выполнения собственных планов, соотнесения амбиций и возможностей, взаимодействия с партнером.
Работая в школе для обучающихся, воспитанников с ОВЗ ,в работе использую УМК В.П. Кузовлева “English”, который построен на принципах системно-деятельностного подхода и метод проектов является одним из важнейших звеньев. Данный УМК позволяет апробировать и систематизировать применение технологии проектной деятельности проектов для достижения цели и задач, сформулированных выше (во введении). Опыт работы с использованием метода проектов не большой, но прослеживается положительная динамика результативности изучения английского языка. В проектную деятельность вовлечены обучающиеся средней школы (5-7 классы) в течение 3 лет. Проблемное обучение в рамках проекта проводится различными формами организации: индивидуально и в группах.
Наиболее привлекательными для учеников являются творческие проекты, которые позволяют каждому ребенку, независимо от уровня его языкового развития, реализовать себя, раскрыть свои потенциальные возможности, почувствовать себя успешным.
Реализация технологии проектной деятельности на уроках английского языка представлена в Приложении 1. Также, ученики представляют свои проектные работы по изучаемым разделам и темам в виде презентаций. Презентации представлены в Приложении 2.
Практической частью реализации проектной деятельности явилось создание проекта в 7 классе при изучении темы «Music in life of teenagers». Продуктом данного проекта явилось создание презентаций, плакатов и музыкальных альбомов (фото в приложении 1)
Проект «Music in our life» («Музыка в нашей жизни»)
Учебная цель: поисковая деятельность учащихся по сбору информации о проблемах музыкального образования и воспитания, о музыкальных пристрастиях, вкусах и увлечениях молодежи; активизация речевой деятельности учащихся по теме «Музыка. Музыкальные увлечения в жизни подростков» с использованием изученных грамматических структур.
Участники: учащиеся 7 класса.
Тема: «Music in а life of teenagers»
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный;
По содержанию: монопроект; по продолжительности: среднесрочный;
Планируемый результат: создание презентаций (при защите проекта использовались средства Microsoft Power Point), плакатов и музыкальных альбомов
Работа над проектом включила в себя три этапа:
Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).
Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).
Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).
Алгоритм работы над проектом:
1 шаг – определение темы.
2 шаг – разбивка темы на более мелкие под темы. «Какую музыку слушают современные подростки?», «Что привлекает подростков в современной музыке?» и т.д.
3 шаг – формирование инициативных групп.
4 шаг – сбор информации. (использование материалов учебника, журналов, Интернета).
5 шаг – переработка информации и обсуждение.
6 шаг – систематизация и подготовка презентации, формулирование общих выводов по теме.