Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития критического мышления студентов на уроках английского языка.»
Приёмы развития критического мышления студентов на уроках английского языка.
Кластеры
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, системати-зируется в виде кластеров (гроздьев). Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Студентам необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:
prefer
get pleasure with
To be keen on
enjoy
to be fond of
fond of love
Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения студентами моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Инсерт
INSERT
I- interactive
N- notion
S- system
E- effective
R- reading
T- thinking
Графическая форма работы в отличие от устной, когда студентам можно и отсидеться, превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания. На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», студенты делают соответствующие пометки на полях.
«v»
«+»
«-»
«?»
You should put a tick if you knew this fact before.
(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)
New information
(то, что вы читаете является для вас новым)
Thought differently
(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)
Don’t understand, have questions
(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )
Загадка
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти студентов изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Мозговая атака
На уроке на 1 курсе при обсуждении проблемного вопроса: "Как спасти
землю?" мы применили мозговую атаку - брейн-сторминг. "Генераторы
идей" за три минуты предложили варианты решения обсуждаемой проблемы.
- Water flowers and trees
- Grow flowers and trees
- Keep the country tidy
- Put rubbish in a rubbish bin
- Never break plants and trees
- Reduce
- Reuse
- Recycle
- Take care of nature
- Save wild animals and birds
Вторая группа "аналитиков" рассмотрела все варианты и сделала свой
вывод, согласно которому пришла к мнению, что если каждый человек будет
заботиться о природе, то мы спасем нашу планету.
Зигзаг - 2
Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы студентов вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Группа делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме.
4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Студентам предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее преподаватель записывает на доске ряд вопросов и просит студентов (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
“Thin” questions
“Thick” questions
Who …?
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Are you agree that … ? etc.
Why … ?
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or wrong to your mind?
What is the most important idea of the story?
What is the difference between … ?
If you were … would you … ? etc.
Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками
Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, студенты имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от студентов требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность студентов в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения. Например, на уроке по теме “Famous people” преподаватель предлагает прочитать текст об одной знаменитой балерине. Студенты получают текст, разделённый на короткие абзацы. Преподаватель прерывает чтение и задаёт вопросы, затем чтение продолжается до следующей остановки.
Text: I’m a famous ballet-dancer. I work at the Bolshoy Theatre. My working day starts at 5 a.m. Two hours I spend in front of the mirror doing special dancing exercises. Then I go to the theatre for the rehearsal. A lot of admirers usually meet me at the theatre. They ask me to give my sign.
Teacher: - Stop reading and answer my questions:
Is it difficult to get up early?
Is there in the group who usually gets up at 6 o’clock, does morning exercises, takes a cold shower and runs at the stadium?
Text: It is interesting to work at the theatre. I like to feel its spirit, to dance. We usually travel a lot and practically everywhere we meet people who love ballet. After performances we get many flowers and greetings. Everywhere in the world know our theatre and our dancers.
Teacher:- Stop reading.
Do fames have envies?
Is it difficult to work when anybody envies you? Why?
There are some people who envy me. They are not talented but they want to be famous. They don’t know that it is difficult enough.
Художественныеформыписьменнойрефлексии
Синквейны
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах предложите студентам составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Например, в конце урока по теме «Трудно ли быть прославленным человеком?» преподаватель предлагает студентам написать синквейн,а затем выбрать лучшее стихотворение.
Examples:A fame a fame
Outstanding, wonderful Interesting, loving
Dances, writes, works Runs, jumps, swims
It’s dangerous to be famous You can break your legs
Ballet- dancer sportsmen
Существует ещё огромное количество приёмов по технологии критического мышления: бортовой журнал, круги по воде, стратегии решения проблем «ИДЕАЛ», РАФТ , фишбоун (Д. Баланка) и другие.