Приемы вовлечения учеников в интерактивную деятельность на уроках английского языка
Приемы вовлечения учеников в интерактивную деятельность на уроках английского языка
Это выступление-попытка поделиться опытом об использовании наиболее эффективных,с моей точки зрения,приемами вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английскогоязыка в средней школе. Эти приемы могут применятся на всех ступенях обучения языку. Они помогают учителю разнообразить свою работу на уроке, а ученикам облегчить усвоение знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы вовлечения учеников в интерактивную деятельность на уроках английского языка»
Из опыта работы по использованию некоторых приемов вовлечения учеников в интерактивную деятельность на уроках английского языка
Задача обучения иностранному языку в школе заключается в том, чтобы научить уч-ся общаться на ин. яз. Как этого добиться? Как включить речевой механизм, как вызвать неподготовленную речь? В одних классах это удается, в других нет. Я для себя определила условия, при которых это происходит:
1 – желание ребенка
2 – наличие такого желания у подавляющего большинства в группе
3 – достаточного количества часов
4 – хороший учебник
Уч-ся начинают пользоваться иностранным языком, когда их внимание сосредоточено на передаче и получении информации, которая интересна для них и в ситуации, которая важна для них. Интерактивность включает в себя не только выражение своих мыслей, но и восприятие мыслей собеседника. На уроках должно быть общение – интерактивный обмен информацией тех, кому есть чем поделиться. Роль учителя заключается в создании таких ситуаций, в которых общение будет естественным.
Речевая деятельность на уроке складывается из четырех видов деятельности: слушания, чтения, письма и говорения.
Обучение языку это обучение говорению, прежде всего. Все остальные виды деятельности помогают учить говорить. Чтение – повод поговорить о прочитанном, аудирование – об услышанном. Письмо – способ выразить свои мысли в письменном виде.
Если уч-ся говорят на уроке – значит, учитель правильно выбрал приемы и методы, которые помогли ему добиться этого.
Есть множество приемов и методов обучения. Как из этого разнообразия выбрать наиболее эффективные. Поскольку главная роль в процессе обучения отводится ученику, то учителю, при выборе приемов и методов, надо учитывать и возраст, и индивидуальные особенности и уровень подготовленности уч-ся. Формы работы могут быть индивидуальными, фронтальными, парными, групповыми, подвижными, игровыми. Результативными являются те формы и приемы, которые обеспечивают желание детей учиться.
Одной из эффективных форм активизации речемыслительной деятельности уч-ся уроке является парная и групповая форма работы, позволяющая значительно увеличить их языковую практику, развивать их творческую инициативу.
Материалом для такой работы могут служить тексты и упражнения учебника, представленные учениками в форме возможного общения.
Например: Одному уч-ся дается картинка (комната), партнер или партнеры, не видя картинки, путем получения информации через свои вопросы, должны воспроизвести картинку у себя в тетради.
Where is the table?
Are there any chairs in the room?
Where are they?
What is above the sofa?
How many windows are there in the room?
Группе ставится задача. Путем мозгового штурма группа должна решить задачу.
Например: Я хочу похудеть.
Уч-ся предлагают:
You should eat less.
You should eat less sugar.
You should go jogging
You should walk to your work.
You should ignore lift.
You should keep right diet.
Тренируя навыки аудирование, предложить уч-ся нарисовать то, что они слышат, затем сравнить рисунки, выбрать тот, что ближе всего к содержанию услышанного текста. Глядя на рисунок, воспроизвести услышанный текст.
Предложить группе 6-7 карточек с отдельными словами по теме, и попросить составить рассказ, включающий эти слова.
Проверить понимание прочитанного текста можно, если предложить уч-ся составить текст заново (предварительно разрезав текст на фрагменты и перемешав их).
Можно предложить группе стимулирующие их речевую мыслительную деятельность упражнения.
Например: You want to eat, but don’t have money to buy food. What will you do?
Ролевая игра учит общению, дает возможность через иностранный язык выразить свои мысли и идеи. Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, что часто встречается в процессе реального общения. Уч-ся должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она соотносится с ситуацией и задачей общения и адекватно реагировать на реплику своего товарища.
Через ролевую игру уч-ся учатся общению на определенную тему, выступая в роли различных людей, действуя в рамках заданной ситуации. Если соединить групповые и подвижные формы работы, то можно достичь очень много в процессе обучения, внося дух соревнования и азарта. Такое соединение очень нравится детям.
Такие нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, т.к. при их применении уч-ся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и главное, умеют им практически пользоваться.
I. Командная игра « Испорченный телефон» развивает навыки аудирование и говорения.
Уч-ся должны внимательно послушать предложения и постараться без ошибок воспроизвести его для своего товарища по команде.
2. Командный рассказ.
Две команды. На доске для каждой команды размещены 4-5 текстов. Первые номера из каждой команды выбирают по предложению из 1-го текста, тем самым, определяя тему будущего рассказа. Следующие игроки должны из следующих текстов выбрать по одному предложению, которые будут соответствовать теме рассказа.
3. Командный диктант.
Две команды. В каждой команде четные номера-бегуны, нечетные-секретари. Текст диктанта находится на расстоянии от обеих команд. По команде бегуны бегут к тексту, читают и запоминают текст, который секретари записывают. Затем передают листок следующей паре и.т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее напишет диктант.
4. Проверка знаний слов темы
На доске написаны слова по какой-либо теме для двух команд. Учитель читает слово по-русски или по-английски, а уч-ся по очереди выходят к доске и вычеркивают произнесенное слово. Побеждает команда, которая быстрее выполнила задание.
Не правильно было бы думать, что нестандартные формы и приемы работы носят только развлекательный характер. Игра по-своему серьезна, т.к. она является средством достижения цели, содержит то новое. Что подлежит усвоению и тренировке в употреблении.
Используя игровые моменты как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали большие потенциальные возможности, заложенные в игре. В игре проявляются способности ребенка. Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти задачи развивает мыслительную деятельность уч-ся. На начальном этапе обучения игра должна использоваться как основной методический прием
Но у каждого учителя есть свои любимые приемы и виды работ.
Я очень люблю проводить дискуссии на уроке. Дискуссия – это активное выражение собственных мыслей, без интерактивности она просто невозможна. В ходе дискуссии уч-ся получают возможность не только получить новые знания, но и использовать уже полученные. Другой важный момент - дискуссия ведется между детьми, учитель контролирует ее ход, но не содержание. Иными словами, дискуссия является способом самовыражения, стимулом, мотивацией изучения иностранного языка.
Я приучаю вести дискуссию уже уч-ся младших классов. На начальном этапе это умение слушать, что говорит товарищ и реагировать на его высказывание. Следующий шаг – высказывать свою точку зрения, доказывать свою правоту, приводить аргументы в защиту своей позиции.
Интересно наблюдать, как на этом этапе у уч-ся начинает срабатывать речевой механизм. Им не хочется быть пассивными слушателями, им надо высказать свою точку зрения. Приятно видеть, как при этом у них буквально шевелятся мозги в поисках нужных слов.
Еще я люблю проводить опрос общественного мнения. При этом виде работы, уч-ся поставлены в такие условия, что для выполнения поставленной задачи им надо запросить информацию у товарища и передать полученные сведения, предварительно обработав ее в виде отчета или графика.