kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока английского языка и задания по развитию способностей к изучению английского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы обучения иностранному языку детей с ОВЗ»



Иценко И.А., учитель английского языка

МАОУ СОШ № 30 г. Томска, канд.пед.наук


ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ С ОВЗ



Современное школьное образование переживает информационный бум, основанный на смене образовательной парадигмы со знаниевого подхода на компетентностный [1-2]. Назрела необходимость в грамотном переходе и качественных специалистах в различных областях деятельности, в совершенстве владеющих иностранными языками и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса, особенно с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].

Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами школьных навыков или речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения [4].

Чтобы провести урок английского языка на соответственно высоком и качественном уровне, от учителя требуется специальная подготовка к уроку. В условиях инклюзивного образования требуется опыт и знания современных здоровьесберегающих технологий, приемами личностно-ориентированного обучения и методиками продуктивного обучения.

Каждый ребенок, не зависимо от своих возможностей, должен получить достойное образование. Уроки английского языка с обучающимися с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти. Ряд упражнений разработан педагогом-психологом нашей школы Скороспешкиной Надеждой Ивановной на основе природосообразности и здоровьесбережения. Они активно применяются в работе педагогов. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС [3].

На начало каждого урока 3-5 минут уделяются на упражнения по развитию различных видов памяти: фотографической, пространственной, зрительной и ассоциативной. Для проведения данных упражнений требуется разделить листок на 12 равных частей и выдать ученикам. На доске учитель чертит точно такую схему и в ней крепит разнообразные картинки предметов, начиная с трех, а в конце учебного года учащиеся обучатся запоминать 12 предметов, и расставлять их в требуемое окно. (Приложение 1)

Для проведения упражнений по тренировке фотографической памяти требуется засекать время ровно на столько секунд, сколько предметов закреплено на стенде. Учащиеся должны с точностью расположить предметы в определенное для них окошко [2].

























Для проведения тренировочных упражнений по зрительной памяти учитель засекает время для запоминания предметов и их местоположения, начиная с трех предметов, и для этого требуется 20 секунд. По мере добавления предметов в окна таблицы увеличивается количество секунд на запоминание. Когда все 12 окон таблицы заполняются, то обучающимся необходимо давать 60 секунд для запоминания предметов.

Упражнения по тренировке пространственной памяти настраивают учащихся на умение ориентироваться в пространстве, что иногда вызывает сложность у детей с ОВЗ.

Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативной памяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активно запоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершается упражнениями по активизации иноязычной лексики.

Также каждому ребёнку выдается индивидуальная карточка шкалы настроения, на которой изображены лица с разным выражением и мимикой. Каждое лицо имеет определенную цветовую гамму. На начало и конец занятия учащиеся определяют своё настроение.


Рис. 1. Образец шкалы настроений


Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, для чего используется карточка оценки отношения к уроку. Каждый урок определяется:

– отношение обучающегося к занятию;

– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.


Оцени своё отношение к занятию

Рис. 2 Образец карточки оценки отношения к занятию


В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятия материала путём постановки знака плюс в колонку с ответом «Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, если ребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций, то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».

Урок иностранного языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция, новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится на основе собственных речевых возможностей и потребностей.

Например, при работе с новым текстом, чтобы снять затруднение и напряжение используем следующие приемы работы:

  1. Finish the sentences (Закончи предложение)

e.g. In the middle of the room there is … (a big round table).

2. Find the beginning of the sentences (Найдите начало предложений).

e.g. (There is a little Clay Hut)… in the green wood.

3. Give the English equivalent to the Russian sentence (Найдите английский эквивалент русскому предложению).

e.g. В зеленом лесу проживали мудрые обезьяны (There lived wise monkeys in the Green Wood)

4. Whose translation is correct? (Какой перевод правильный?)

Ученикам на выбор предлагается три русских слова к английскому варианту

стул

a table парта

стол


Фонетическая зарядка, также как и речевая, помогает настроиться на работу на уроке английского языка. Используются небольшие рифмовки, поговорки пословицы и видеоролики и презентации. Фонетическая тренировка помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационный видеоролик. Данный вид деятельности проводится в виде игры и театрализации, что развивает все виды модальности у обучающихся.:

- слуховую,

- зрительную,

- моторно-двигательную.

Исходя из того, что преподавание английского языка придерживается практико-ориентированной направленности, в конце каждой пройденной темы, ученику предлагается творческая работа по созданию портфолио: оформить рисунки, создать презентации, конкурс на лучшего диктора, собрать из картинок предложения по пройденной теме. (Приложение 2)


Проведение уроков английского языка с детьми ограниченными возможности здоровья является сложным процессом, но при этом учитель получает отдачу от своей работы.

Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.

Изучив индивидуальные особенности обучающихся, появляется возможность планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимального увеличения самостоятельной деятельности учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-речевую активность.

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.



Список используемых источников и литературы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  2. Иценко И.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук «Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе (на материале английского языка)» 166 стр.

  3. Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. «Образовательно-воспитательная деятельность школы в условиях реализации ФГОС с детьми разного вида одаренности и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», http://kopilkaurokov.ru № 332356

  4. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.

Приложение 1




УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ








УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТСРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Автор: Иценко Ирина Александровна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства