Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации школьников при обучении иностранному языку.»
Повышение мотивации школьников при обучениииностранномуязыку.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Но мотивация в изучении иностранного языка стоит особо остро.
Вообще, мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. А иностранный язык без мотивации выучить нельзя. При отсутствии успеха мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Причём мотивация снижается с каждым годом обучения иностранным языком. Замечено, что до момента изучения языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, хочется петь песни и декламировать стихотворения на иностранном языке, узнавать о других странах, общаться с жителями этих стран. Происходит, как бы, проникновение в незнакомый новый мир. Но как только начинается процесс овладения языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Необходимость преодоления разнообразных трудностей отодвигает достижение целей, о которых так мечталось. В результате уменьшается мотивация, ослабевает воля. Снижение успеваемости также негативно влияет на мотивацию. Таким образом, мотивация расценивается как важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Поэтому необходимо чтобы учащиеся, которые овладевают языком, ощущали свой прогресс и испытывали от этого удовлетворение в течение всего периода их учения.
Мотивация определяется собственными побуждениями учащегося, осознаваемыми им потребностями. Со стороны можно лишь создать предпосылки, на базе которых у учащихся возникнет личная заинтересованность в изучении иностранного языка.
На мотивацию могут оказывать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества.
Таким образом, мотивация изучения иностранного языка делится на:
--- внешнюю мотивацию
--- внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация – социальная мотивация, на которую влияет характер деятельности учащегося.
Внутренняя мотивация – мотивация успешности.
Примером внешней мотивации для овладения иностранным языком может быть перспектива участия в различных международных форумах, может быть цель освоения ценностей культуры. Внешней мотивацией является также мотивация овладения иностранным языком как способ самоутверждения, путь к личному благополучию.
В нашем обществе большое влияние оказывает хорошо оплачиваемая работа.
А знание иностранного языка – путь к хорошо оплачиваемой престижной работе. Или стремление стать лидером, самоутвердиться может быть мотивацией изучения языка.
Таким образом, внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль», рассчитанную на достижение конечного результата.
Внутренняя мотивация – это «тактическая» мотивация, она стимулирует сам процесс овладения иностранным языком. Учащиеся должны видеть движение в изучении языка.
Психолог С.Т.Григорян внутреннюю мотивацию делит на три разновидности:
коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную.
Коммуникативная внутренняя мотивация является основной разновидностью.
Учащиеся, независимо от возраста и социального статуса, формулируют свои потребности как коммуникативные, разговаривают на иностранном языке с другом, читают на иностранном языке, пишут иностранному другу. То есть проявляется явно выраженное стремление со стороны учащихся к общению.
Поэтому на занятиях следует побуждать учащихся к воображению, делать ставку на фантазию, следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению во время игры на занятиях. Очень хорошо, когда на занятиях используются межпредметные связи. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний , предстают перед учащимися на уроках иностранного языка в новом виде, поэтому происходит лучшее усвоение материала.
Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная мотивация. Эта мотивация заключается в изучении основных свойств языковых знаков. Лингвопознавательная мотивация проявляется в интересе учащихся к языковому материалу, его применением в речи, в речевой перспективе его применения. Важно побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого применяются различные игры, необходима атмосфера азарта, дух соревнования которые активизируют восприятие и запоминание слов, грамматических форм иностранного языка.
Следующей разновидностью внутренней мотивации является инструментальная мотивация. Эта модификация означает необходимость вооружить учащихся определёнными приёмами овладения иностранным языком, учащихся следует ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им путь к этому.
Названные выше мотивации представляют движущую силу процесса изучения учащимися иностранного языка.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И. А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету,. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу1. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: «Я — говорящий на родном языке», «Я — говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д. А впоследствии, уже взрослыми сожалеют по поводу упущенного,"возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе и в вузе.
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей учащиеся, которых успешно овладевают иностранным языком в, требуемых, пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его. После окончания школы в вузах эти учащиеся включаются в спецгруппы, они используют приобретенные навыки и умения в профессиональных целях, в частности при написании курсовых и дипломных работ, они активны на международных форумах молодежи, выступая в качестве переводчиков и т. д. Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Попытаемся рассмотреть эту возможность.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.