Полиязычная среда на уроках английского языка с учащимися, имеющими особые потребности.
Полиязычная среда на уроках английского языка с учащимися, имеющими особые потребности.
Полиязычие на уроках не только веяние времени, но и дидактически оправданное применение форм и методов работы для наилучшего развития когнитивной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Полиязычная среда на уроках английского языка с учащимися, имеющими особые потребности.»
Полиязычная среда на уроках английского языка с учащимися,
имеющими особые потребности.
Кирдяйкина А.А., учитель английского языка
ГУ "средняя школа №22 отдела образования
акимата г.Костаная"
Полиязычие на уроках не только веяние времени, но и дидактически оправданное применение форм и методов работы для наилучшего развития когнитивной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями.
Умение адаптировать свою речевую деятельность на восприятие, понимание и воспроизведение на трех языках способствует активному развитию речевого центра ребенка. Данная форма работы является не только обучающей и развивающей, но еще и коррекционной, так как способствует адаптации школьника к окружающему миру, чтобы он стал полноправным гражданином современного общества.
Поэтому для учителя, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность, содержащую полиязычный материал. Содержание предмета в классах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностямивключает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением с еще двумя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам, с учетом трехъязычия, должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся, что и является наиболее сложной педагогической задачей.
В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Объяснение нового материала проходит, как правило, на языке обучения, добавляется соответствующая терминология на двух языках. Здесь главное не увлечься механическим заучиванием материала, потому что ребенку необходимо соотнести уже имеющиеся знания с новыми данными. Здесь на помощь придут ассоциации, упражнения на логику, развитие фантазии, сказки, животные, растения и т.д.
Учитывая психофизиологические особенности детей придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в полиязычнуюязыковую среду.
4. Многокраатноеаудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики на трех языках. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscrambletheword), нахождение новых слов в змейке (wordsnake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fillintheword), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения всех лексических единиц. Материал воспроизводится сразу на трех языках.
В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом. Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста с аудионосителя, хоровое повторение, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения.
На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fillinthetable), тестовые задания с множественным выбором (multiplechoice), определение верногоневерного высказывания (trueorfalse). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. При этом необходимо подчеркнуть, что введение в структуру урока заданий на родном языке способствует лучшей адаптации учебного материала.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы, в том числе на трех языках. Особенностью коррекционной работы по английскому языку является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Полиязычная среда на уроках английского языка с учащимися, имеющими особые потребности, способствуетактивному усвоению опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоению способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык с учетом использования еще двух языков. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в полиязычнойобразовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого.