Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка
Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка
Данная статья посвящена проблемам работы с одаренными детьми. В начале статьи раскрывается понятие «одаренный ребенок», после чего на основе изученного материала по данной проблеме, выявляются основные этапы работы с одаренными детьми на уроке английского языка. Основная цель данной статьи – это показать учителю, как нужно работать с одаренными детьми на уроке английского языка и, каких успехов можно добиться, соблюдая все этапы. Материал данной статьи могут использовать и остальные учителя-предметники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка »
Гараева Гульшат Айратовна, Нуриева Ильсеяр Насиховна ,учителя английского языка МОУ СОШ №52 г. Набережные Челны, Республики Татарстан
Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка.
Данная статья посвящена проблемам работы с одаренными детьми. В начале статьи раскрывается понятие «одаренный ребенок», после чего на основе изученного материала по данной проблеме, выявляются основные этапы работы с одаренными детьми на уроке английского языка. Основная цель данной статьи – это показать учителю, как нужно работать с одаренными детьми на уроке английского языка и, каких успехов можно добиться, соблюдая все этапы. Материал данной статьи могут использовать и остальные учителя-предметники.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества, так как возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования.
Существуют несколько определений понятия одаренный ребенок. Взяв за основу определение, данное А. И. Савенковым, мы будем придерживаться такого определения, как «одаренный ребенок – это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок».
К основным отличиям одаренного ребенка от сверстников относятся следующие:
- яркое воображение, любопытство
- постоянное желание изучать что-то новое
- хорошая память
- готовность получать большое количество новой информации за короткий период [2, c.46].
Одаренный ребенок – это не значит, что ребенок талантлив во всем. Обычно у ребенка проявляется одаренность в чем-либо (например: в рисовании, музыке и т. д.). Основываясь на данный материал, можно выделить следующие виды одаренности:
1. Одаренность в практической деятельности (в ремесле, в спорте, организационная одаренность).
2. В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
3. В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность).
4. В коммуникативной деятельности (лидерская и аттрактивная одаренность).
5. В духовно-ценностной деятельности – одаренность, проявляющаяся в создании новых духовных ценностей и служении людям [1, с.152].
В нашей исследовательской деятельности мы будем рассматривать такой вид одаренности, лингвистическая одаренность. Для того, чтобы приступить к работе с одаренными детьми, необходимо, в первую очередь, расписать этапы работы по подготовке, выявлению и обучению таких детей. Таким образом, в ходе исследования, мы выделили следующие основные этапы работы с одаренными детьми:
1. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми.
Большое внимание, на наш взгляд, должно уделяться именно подготовке учителя. Это могут быть соответствующие курсы, семинары, разработки, различного рода программы по работе с одаренными детьми, и знание возрастных особенностей и психологии детей. Иными словами, учитель не может приступить к работе с одаренными детьми, не пройдя обучение, подготовку, так как одаренный ребенок имеет свои особенности, он во многом отличается от своих сверстников и ему нужен индивидуальный подход.
2. Разработка диагностики по выявлению одаренных детей.
Пройдя подготовку, учителю необходимо провести диагностику по выявлению одаренных детей. Несмотря на тот факт, что диагностика одаренности является сложной проблемой для большинства психологов и педагогов, существует множество методик, направленных на выявление одаренности. К ним можно отнести такие методы, как наблюдение, беседа, различные тесты (тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей).
3. Создание психологической обстановки.
Учитель не сможет достичь какого-либо результата в работе с одаренными детьми, если он не создаст комфорт и уют в классе для полноценного развития одаренных детей. Одаренный ребенок не должен чувствовать себя отрешенным от этого мира, он должен чувствовать себя равным со своими сверстниками. Главной проблемой данного этапа является адаптация одаренного ребенка в учебной среде с обычными детьми, ему необходимо научится работать в сотрудничестве со своими одноклассниками.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение [5, c.204].
Учитывая все эти вышеперечисленные проблемы, большое внимание следует уделять психологической обстановке в классе и создать все необходимые условия для полноценного обучения и развития одаренных детей.
4. Выявление самых эффективных методов, приемов и технологий по работе с одаренными детьми.
Для успешной работы с одаренными детьми, безусловно, необходимы эффективные педагогические приемы.
А) Работа с одаренными детьми на уроках. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создаст благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету [7]. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала могут использоваться такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо.
Б) Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему может решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному [6]. В результате для большинства детей могут создаваться оптимальные условия обучения: они смогут реализовать свои способности, осваивать программы, при этом никто не "выпадет" из учебного процесса.
5. Применение наиболее эффективных методов, приемов и технологий в обучении английскому языку одаренных детей.
На данном этапе учителю предстоит выявить наиболее эффективные методы работы с одаренными детьми и применить их на практике.
6. Ожидаемые результаты работы учителя с одаренными детьми.
Перед тем как начать работу с одаренными детьми, учитель должен поставить цели, которых он достигнет в ходе учебного процесса и предполагать те или иные результаты своей педагогической карьеры.
7. Применение результатов работы на практике.
К этому времени у учителя будет уже основа работы с одаренными детьми, т.е. он пройдет курс подготовки, изучит необходимую литературу по развитию и обучению одаренных детей, научится создавать психологическую обстановку в классе, проведет диагностику по выявлению одаренных детей, определит эффективные методы и приемы и начнет уже применять все полученные результаты на практике.
В центре образовательного процесса стоит одаренный ребенок. Стрелочки показывают направление учителя, т. е. вся работа, включая все рассмотренные этапы предполагают, что вся деятельность учителя направлена на создание всех условий для полноценного развития и обучения одаренного ребенка среди своих сверстников.
Таким образом, работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. Следовательно, нам, учителям необходимо полностью пересмотреть учебный план и сделать учебу для одаренного ребенка интересной и познавательной.
Список использованных источников
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М.: Высш. Шк.: 2010.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. – М.: Академия: 2011.
Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности / Л. В. Попова. – М.: Высш.шк.: 2005.
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. – М.: Академия, 2009.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. – М.: Академия, 2007.
Терасье Ж. К. Сверходаренные дети [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/edu.ru (дата обращения: 01.10. 2014).
Торова М. Н. Уровень IQ. Тест Керрола [Электронный ресурс]. URL:http://iqtest.kulichki.net/kerolla (дата обращения: 23.09.2014).