Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством обучения письменной речи. Сегодня основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция.
Учитывая главные цели общего образования, свой индивидуальный опыт, отечественное образование подразумевает под коммуникативной компетенцией не только овладение устным способом взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, но и умение написать письмо, анкету, заявление и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ »
МОУ «Лицей №31»
ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (2-11 классы)
КСЕНОФОНТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Учитель английского языка
г. Саранск 2015
В настоящее время с появлением новых требований к изучению иностранного языка современному учителю необходимо подвести учащихся к уровню независимого и компетентного пользователя. У выпускников школ и вузов появляется возможность работать в иностранных фирмах, путешествовать, общаться через Интернет, участвовать в международных конференциях и программах обмена.
Сегодня основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция.
Учитывая главные цели общего образования, свой индивидуальный опыт, отечественное образование подразумевает под коммуникативной компетенцией не только овладение устным способом взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, но и умение написать письмо, анкету, заявление и т.п. [1]
Современные педагоги, обучая иностранному языку, придерживаются принципа интеграции и дифференциации, согласно которому, отрабатывая любой вид речевой деятельности или аспект языка, учитель одновременно отрабатывает с учениками и остальные. Иными словами, один из видов речевой деятельности на уроке является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.
Отечественные ученые Е. И. Пассов и Н. Е. Кузовлева, рассматривая письмо как средство общения, подчеркивают, что некоторые объекты говорения оказываются включенными в письмо, поскольку оба вида деятельности по характеру продуктивны. Таковыми они называют умения выражаться целостно, логично, связно, продуктивно, умение передать прочитанное, услышанное, увиденное. Более того, по их мнению, умение выражаться целостно, логично и связно для письма более значимо, чем для говорения. [2; с. 35]
Таким образом, все большее значение в настоящее время приобретает умение писать на английском языке. Перед учителем стоит задача объяснить учащимся определенные правила организации письменного текста, познакомить с его стилевыми особенностями и основами композиции, научить выражать мысли и идеи в письменной форме.
В школе, выполняя разного рода «механические» задания, дети теряют интерес к подобной деятельности, не успев еще приобщиться к процессу письменного самовыражения. В результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.
Для того чтобы изменить подобную ситуацию, можно процесс обучения сделать творческим.
На начальном этапе необходимо заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить учащимся возможность пользоваться на последующих этапах. Для лучшего усвоения учебного материала на занятии можно использовать следующие задания:
Раскрась буквы не похожие на русские.
Выбери слова, в которых содержится буква Аа и напиши их в алфавитном порядке:
В этой цепочке спрятались цвета. Найди и выпиши их названия.
ywhiteblackeelloywgreenuibluewgrayn
Заполни таблицу.
4 x 4 = 16
F A R M
fall apple river machine
field April ripe meadow
food arrive railway meet
Fast anybody rich mountain
На среднем и старшем этапах письмо используется не только для формирования орфографических навыков, но и для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Кроме того, необходимо предлагать учащимся задания, в которых они могут применить изученный материал для решения конкретной коммуникативной задачи. У учеников средней и старшей школы большой интерес вызывают оформление поздравительной открытки на иностранном языке или написание письма. Обучающиеся могут использовать подстановочные упражнения, если им необходимо.
Применить свои знания на практике позволяют всевозможные журналы-диалоги, в которых учащиеся в письменной форме общаются друг с другом, обсуждая интересующие их темы. Преимущество таких заданий перед другими видами письменных работ очевидно. Ученики имеют возможность писать для настоящей аудитории. Кроме того, они не получают за это оценки, что позволяет им свободнее выражать собственные мысли. Поэтому ученики не ограничиваются в употреблении знакомых структур.
В связи с использованием глобальной сети интернет положительное влияние на развитие навыков письменной речи оказывает переписка с носителями языка. Очень актуальны в настоящее время следующие виды заданий: напиши электронное письмо с просьбой о принятии на работу; напиши электронное письмо своему другу с извинениями, что не смог прийти на его вечеринку; закажи через Интернет столик в ресторане и другие. Все подобные задания реально выполняются через Интернет. Учащиеся присылают письма на электронный адрес своих одноклассников или учителю. Затем они все вместе исправляют ошибки, обсуждают неусвоенные темы.
Из вышеперечисленного следует, что существует большое количество упражнений для обучения письменной речи, что, в свою очередь, облегчает работу учителя при разработке урока по формированию навыков письменной речи.
Список использованной литературы
Вишленкова, С. Г. Развитие иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей (из опыта работы кафедры иностранных языков Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / С. Г. Вишленкова, Н. И. Еремкина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/2013/
Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.