Педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления (в обучении английскому языку)
Педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления (в обучении английскому языку)
Педагогическая культура педагога дополнительного образования - это:
1.Глубокое знание педагогом предмета своей направленности
2.Подготовка к занятию
3.Кругозор педагога
4.Эмоциональное изложение материала
5.Речевая культура
6.Обращение педагога к уму и сердцу воспитанника
7.Беречь и развивать у ребёнка чувство человеческого достоинства
8.Богатство методов изучения ребёнка
9.Педагогическое творчество
10.Творческая лаборатория
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления (в обучении английскому языку) »
Педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления
(в обучении английскому языку)
Что такое учебно-воспитательный процесс?
В нём три слагаемых: наука, мастерство,
искусство…воспитание в широком смысле –
это многогранный процесс постоянного
духовного обогащения и обновления – и тех,
кто воспитывается, и тех, кто воспитывает…
В.А.Сухомлинский
Самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики – Знать ребёнка! Человеческая личность – это сложнейший комплекс физических и духовных сил, мыслей, чувств, воли, характера, настроений. Без знаний всего этого невозможно ни учить, ни воспитывать.
А знать ребёнка можно лишь тогда, когда постоянно развивается и обогащается педагогическая культура педагога.
Из чего складывается педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления (в обучении английскому языку)?
1.Это, прежде всего, глубокое знание педагогом предмета своей направленности (в данном случае, английского языка). Очень важно, чтобы педагог ориентировался в самых сложных вопросах данного предмета. С этого начинается и на этом строится педагогическая культура. Зачем педагогу знать то, что находится вне рамок учебной программы? Затем, чтобы эти знания были для педагога азами, азбукой его кругозора. Когда его кругозор неизмеримо шире учебной программы, лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.
2.Педагогическая культура сказывается уже при подготовке к занятию английского языка. Подлинный мастер педагогического процесса, знающий неизмеримо больше, чем изучается по программе, не даёт в плане занятия изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, дидактический материал. Всё это нет надобности записывать в план. Его план – это не содержание рассказа, а заметки о деталях педагогического процесса на занятии, необходимого для руководства умственного труда воспитанников. В центре внимания педагога не само содержание того, что изучается, а воспитанники, их умственный труд, их мышление, их трудности.
3.Кругозор педагога является свидетельством того, насколько начитан человек. Чтение, чтение и ещё раз чтение должно быть обязательным условием для формирования педагогической культуры педагога дополнительного образования. Чтение как первейшая духовная потребность, как пища для голодного. Вкус к чтению, желание полистать литературу, умение посидеть над книгой, поразмыслить. Но есть и некоторые условия и предпосылки превращения чтения в духовную потребность: это свободное время педагога: мы загружены планированием, отчётами, анализами, а ведь надо находить время и для самого главного – дарить знания детям.
4.Очень тонкая, очень важная черта педагогической культуры педагога дополнительного образования: чем свободнее он владеет материалом, тем ярче эмоциональность изложения и тем меньше проблем и вопросов при изучении английского языка.
5.Ещё не менее важная сторона педагогической культуры – это его речевая культура. При изложении учебного материала на занятии, при проведении массовых мероприятий речь педагога не должна быть хаотичной, т.е. лишённой последовательности. Речь должна быть логически выстроенной. Смысл излагаемого должен быть так ясен и понятен, чтобы ребёнку впервые воспринимающему то или иное понятие не надо напрягать усилия для осознания. Культура речи педагога в решающей степени определяет эффективность умственного труда обучающихся на занятии.
6.В системе дополнительного образования педагогическая культура должна проявляться в очень значимом явлении: непосредственное обращение педагога к уму и сердцувоспитанника. У педагога, обладающего этим подлинным богатством, изложение материала выливается как бы в рассуждения, обращённые к собеседнику – ребёнку. Педагог не изрекает истины, а беседует с детьми: ставит вопросы, приглашает задуматься над этими вопросами. Анализируя такое занятие, чувствуется, что между педагогом и обучающимся установился тесный контакт. Поток мысли педагога увлекает и гостей, присутствующих на занятиях: родителей воспитанников, коллег, членов аттестационной комиссии. Присутствующие на занятии забывают, что пришли на занятие с различной целью и начинают чувствовать себя тоже обучающимися, включаясь в ту же учебную деятельность, которой занимаются дети.
7.Педагогическая культура педагога дополнительного образования направляет его к реализации следующей цели: беречь и развивать у ребёнка чувство человеческогодостоинства. Не должно быть «холостого», безрезультатного детского труда – вот девиз лучших педагогов. Есть успех – есть и желание учиться. Особенно важно это в первом году обучения в дополнительном образовании (в обучении английскому языку), где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит «настоящее горе», иногда и слёзы. И мы должны в этой ситуации сделать всё возможное, чтобы не развилось равнодушие к познанию нашего предмета. Настоящая педагогическая мудрость заключается в том, чтобы постоянно, одухотворяя ребёнка желанием, быть хорошим, никогда не обвинять его в каких-либо ошибках, не принижать его достоинства перед детским коллективом. Только в таком случае перед ребёнком никогда не закроется путь к успеху.
8.О педагогической культуре педагога говорит и богатство методов изучения ребёнка. Как педагог умеет наблюдать ребёнка в процессе его умственного и физического труда, в его поведении, в его взаимоотношениях с товарищами по группе, во время игровых ситуаций, различных выходов на экскурсии, в театры, в музеи, во время проведения различных мероприятий и участия в них на разном уровне? И как его результаты этих наблюдений претворяются в методы и приёмы индивидуального влияния на ребёнка? В процессе такого познания педагог должен знать состояние здоровья ребёнка, индивидуальные особенности его физического и умственного развития, физиологические факторы, влияющие на развитие его умственных способностей. Пособия по физиологии, психологии становятся настольными книгами творчески работающего педагога.
Без твёрдой психологической почвы нет педагогической культуры. Мы на каждом шагу сталкиваемся с психолого-педагогическими проблемами учебной и воспитательной работы. И только психологический анализ каждого нашего воспитанника, наблюдение и изучение его поведения помогут дать ответы на многие вопросы.
9.При планировании учебной и воспитательной деятельности педагогическая культура педагога представлена, прежде всего, в его педагогическом творчестве. План одного занятия, к примеру, творчески работающего педагога – это максимальное предвидение того, что должно быть, и того, что может возникнуть на занятии. Педагогическое творчество – это очень сложный труд, требующий огромной затраты сил.
10.И последняя актуальная сторона педагогической культуры педагога дополнительного образования – это его творческая лаборатория, которая обогащается из года в год. Речь идёт о технологии педагогической деятельности. У педагога культурологического направления (обучения английскому языку) в системе накапливается дидактический материал (наглядные пособия, грамматические и лексические справочники), аудио- и видеокопилка, комплектация творческих работ детей по определённой тематике, игровой материал.
Труды В.А.Сухомлинского очень дороги нам своим необычайно насыщенным идейным богатством. Они – настоящая педагогическая энциклопедия.
«Становление человеческого – неповторимого и несопоставимого - мира в наших руках, в руках тех, кто народом и обществом уполномочен творить человеческое счастье, то есть воспитывать по-настоящему», - процитировал В.А.Сухомлинский в одном из своих публикуемых очерков.