Просмотр содержимого документа
«Особенности оценивания младших школьников на примере обучения их английскому языку»
Особенности оценивания младших школьников на примере обучения их английскому языку.
Проблема оценивания учебных достижений учащихся, в особенности в начальной школе, всегда была в педагогике весьма актуальной, поскольку именно в этот период происходит интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Правильно сформированные стереотипы учебно-познавательной деятельности в начальной школе способствуют дальнейшему её совершенствованию в основной и старшей школе.
Сегодня я хотела бы представить Вашему вниманию практико- ориентированный материал по конструированию эталонов, являющихся обязательными элементами содержательной оценки.
В контексте «содержательной оценки» (Ш.А. Амонашвили) эталоны являются обязательным её элементом и определяют правильность или неправильность хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата.
При обучении младших школьников грамматике английского языка под эталоном мы понимаем образец действия, сконструированный учителем совместно с учебной группой, в результате обобщения изучаемого материала. Эталон содержит «сжатую» информацию-образец, выраженную графическими и символическими средствами. Рассмотрим пошаговый состав действий по конструированию эталона.
Шаг 1. Построение ориентировочной основы действия.
Итак, конструирование эталона начинается с построения ориентировочной основы действия на начальном этапе усвоения изучаемого материала. Заметим, что в зависимости от специфики изучаемого материала и особенностей учебной группы, ориентировочная основа действия может быть представлена в готовом виде либо как
исследование в предмете, что может быть проиллюстрировано на примере различных опор.
Опорные схемы.
В основе построения опорных схем лежит теория поэтапного формирования умственных действий. Согласно данной концепции новое действие воспитывается на «схеме полной ориентировочной основы действия» (П.Я. Гальперин). Её основное назначение заключается в том, чтобы раскрыть перед ребёнком объективную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребёнку с первого и до последнего шага правильно выполнить всё задание. Семантические опоры.
Опираясь на исследования П.Я.Гальперина, отметим, что изучение языковых конструкций путём выделения системы его сем (мельчайших значений морфологических частей) естественным образом приводит к воспитанию тонкого чувства языка, его осмыслению, что, в свою очередь, как мы считаем, положительно сказывается на изучении грамматики английского языка.
По мнению многих методистов, целенаправленное сопоставление родного и иностранного языков способствует более глубокому проникновению в структуры языка и, как результат, более прочному и быстрому практическому овладению языком.
Информационные опоры.
Информационные опоры содержат готовую для обработки информацию, представленную различными средствами:
мнемотехника
текст
родной язык
графические средства
Ориентировочная основа действия в данном случае даётся в готовом виде, что позволяет младшим школьникам рационально выполнять новое действие.
Опоры-рифмы.
Областью применения «опор-рифм» является формирование лексического запаса, запоминание слов-исключений (man-men, goose-geese, mouse-mice и т.д.), ознакомление с личными местоимениями и т.п. Повторяющиеся в стихотворении лексические единицы, грамматические структуры создают чувство ритма, благодаря чему усваиваются намного легче и прочнее.
Аналитические опоры.
Для ознакомления с правилом образования притяжательного падежа существительных учащимся предлагается аналитическая опора «Проделки Пеппи Длинный чулок». Младшие школьники по значению грамматической конструкции, материализованному с помощью рисунка, подбирают форму данной конструкции.
Синтаксические опоры являются «путеводителем» действий при составлении утвердительных предложений с различными грамматическими конструкциями:
«Составление речевых конструкций с глаголом-связкой “to be”», «Составление речевых конструкций с грамматическим оборотом «There is/are…..», «Составление речевых конструкций с глаголом “have”/”has”», и т.д.
Шаги 2, 3. Обобщение частных случаев.
После переосмысления учащимися нового действия и выполнения тренировочных упражнений, предлагается многообразный для сравнения материал,
в котором они находят и выделяют устойчивые, повторяющиеся свойства языковых конструкций. Посредством данной операции происходит обобщение (систематизация) изучаемого грамматического материала
Шаг 4. Вывод правила.
Систематизированный материал оптимизируется действиями рационального сокращения и оформляется в виде правила графическими и символическими средствами.
Таким образом, эталон представляет собой наглядную грамматическую конструкцию в материализованном действии и имеет «сжатую» информационную форму, выраженную знаками, символами «скрытыми» эмоциями, чудачествами и эксцентрикой.
Итак, многообразный по составу набор эталонов, позволяет точно определять «зону ошибки» в процессе формирования языковых и речевых навыков, а также проводить развёрнутое содержательное оценивание.