Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации урока английского языка в начальной школе"»
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:
"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе. Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетентности учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. В связи с этим, структура урока иностранного языка в начальной школе должна содержать в себе деятельность, свойственную ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) Все виды деятельности должны быть логически связаны между собой для достижения целостности урока.
Так как каждый урок имеет относительно постоянную структуру, я бы хотела привести пример структуры комбинированного урока английского языка в начальной школе с особенностями, свойственными именно ей:
I. Начало урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2. Мотивирующее коммуникативное задание – что узнаем, чему научимся. Задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы школьники поняли и приняли ее, и каждый последующий этап урока был связан с другими с помощью коммуникативного мостика.
3.Речевая зарядка – это такой вид деятельности в начале урока, который преследует две цели: помочь учащимся войти в языковую среду и ввести их в тему урока. Задачи речевой зарядки: · вызвать учащихся желание говорить на иностранном языке;
· настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;
· актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;
· развивать спонтанную речь учащихся.
Правила для определения содержания и выбора форм речевой зарядки:
1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить на иностранном языке.
2. Связать речевую зарядку с содержанием урока.
3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока; помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл (речевая зарядка должна быть введением в урок).
4. Этап актуализации знаний, усвоения знаний должен проходить интересно и эмоционально, с использованием игровых приемов, сказочных сюжетов, использованием современных информационных технологий, обучающих компьютерных игр, электронных учебников, интегрированных уроков, множества дидактических материалов. Так, например, при формировании фонетических навыков мотивация к осмыслению ребенком новых звуков обеспечивается «проблемной историей». Сначала организуется ряд предварительных действий со звуком, в результате которых оно прочно запоминается: это упражнения на восприятие звука на слух, упражнения на воспроизведение фонетического явления, упражнения на автоматизацию речевого навыка, например в начальной школе это могут быть считалки, рифмовки, песни, стихотворения, а также монологи, диалоги, отрывки из текстов). Характерная особенность формирования лексических навыков в начальной школе – что далее организуется игра, состоящая из нескольких этапов: выбор игры, побуждение к игровой деятельности, проведение игры, подведение итогов. Это могут быть игры со звуковыми карточками, «придумай слово», «Поймай звук», «найди звук», «разговор шепотом», «послушай и повтори», «нужный звук» и многие другие. При осуществлении игровой деятельности, я придерживаюсь следующих правил, разработанных профессором Е. Негневицкой: Наличие воображаемой ситуации, плана, которому будут следовать дети, ролей, игровых предметов; осознание детьми игрового результата, осознание детьми правила, которое поможет достичь результат, возможность выбора конкретного действия в игре с каждым ребенком, что обеспечит индивидуальную активность при коллективной форме игры. При этом важен учет следующих обстоятельств: учитель должен точно осознавать, какой именно навык или умение тренируется, применяется в игре; игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительного усилия; не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках; выбор игры должен органично вплетаться в план занятия.
5. Этап Релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.
Перечислю несколько приемов релаксации на уроках английского языка:
физультминутка
подвижные игры
интерактивные игры
песни
рифмовки и скороговорки
загадки.
Использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления.
6. Этап контроля усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Осуществление текущего контроля на уроках английского языка в начальной школе требует подбора методов контроля, соответствующих возрастным особенностям учащихся, с одной стороны, и отвечающих педагогическим требованиям к организации контроля, с другой. Игра также может выступать как метод текущего контроля на уроках английского языка. В Большеокуловской школе на этапе контроля знаний мы чаще применяем ИКТ. В кабинете английского языка с помощью умного дисплея, который сопряжен с планшетами обучающихся, можно быстро и эффективно провести игру-тест, игру-квиз, проверочные работы на основе дидактических онлайн материалов, что вызывает бурный интерес у детей и способствует ненавязчивой оценке и закреплению полученных знаний.
7. Этап рефлексии. В рамках начального образования можно использовать следующие приемы для рефлексии: «смайлики», «букет настроения», «лайк, дизлайк», «лестница успеха», «солнышко и тучка», прием синквейна. Такие наглядные действия не только помогают реализовать цели рефлексии, но и поднять настроение, связать чувство хорошего настроения с изучением иностранного языка.