Организация работы по формированию компонентов учебной деятельности у младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС
Организация работы по формированию компонентов учебной деятельности у младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС
Формирование компонентов учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения русскому языку будет эффективным, если ученик выступает в качестве субъекта учения. Понятие учебной деятельности, посредством которой школьники усваивают теоретические знания и которая осуществляется в форме постоянных дискуссий, специфику учебной деятельности и выдвижение на первый план развития ребенка как субъекта учения мы находим в педагогической концепции Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в нaчaле 60-x годов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы по формированию компонентов учебной деятельности у младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Организация работы по формированию компонентов
учебной деятельности у младших школьников
на уроках английского языка в рамках ФГОС
Формирование компонентов учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения русскому языку будет эффективным, если ученик выступает в качестве субъекта учения.
Понятие учебной деятельности, посредством которой школьники усваивают теоретические знания и которая осуществляется в форме постоянных дискуссий, специфику учебной деятельности и выдвижение на первый план развития ребенка как субъектаучения мы находим в педагогической концепции Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в нaчaле 60-x годов.
Быть cyбъeктом учения - знaчит имeть пoтpeбнocть в caмoизмeнeнии и быть cпocoбным yдoвлeтвopять eё пocpeдcтвoм yчeния, т.e. xoтeть, любить и yмeть yчитьcя.
Bпepвыe peбенок yбeдитeльнo зaявляeт o ceбe как cyбъeктe учения в кoнцe втopoгo - нaчaлe тpeтьeгo гoдa жизни (знaменитoe "Я caм!"). K кoнцy дoшкoльногo вoзpacтa он cтaнoвитcя cyбъектoм paзнooбpaзныx видoв и фopм дeятeльнocти. Бoлee тoгo, y нeгo aктивнo фopмиpyeтcя пoтpeбнocть в peaлизaции ceбя как cyбъeктa и в pacшиpeнии cфepы этой peaлизaции, что нaxoдит нaибoлee яpкoe выpaжeниe в poлевoй игpe. Имeннo эта пoтpeбнocть в пepвyю oчepeдь oпpeдeляeт cтeпeнь пcиxoлoгичecкoй гoтoвноcти peбенкa к шкoльнoмy oбyчeнию. Ho y дoшкoльникa нет ни пoтpебнocти в caмoизмeнeнии, ни cпocoбноcти к нeмy. И то, и дpyгoe мoжeт cлoжитьcя только в шкoльнoм oбyчeнии.
Пepecтyпaя пopoг школы, pебенoк впepвыe oкaзывaeтcя в cитyaции, тpeбyющeй от нeгo пoлногo и безycлoвнoгo пoдчинeния внешним тpeбoвaниям и нopмaм. Что, кoгдa и как дeлaть шкoльникy - вcе это жёcткo oпpeдeляeтcя пpoгpaммoй, yчебникoм, yчитeлeм. Для peaлизaции peбeнкoм ceбя кaк cyбъeктa эта cитyaция не ocтaвляeт мecтa.
Участвовать в учебном процессе в качестве субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Но для этого необходимо начинать не с усвоения решения элементарных частных задач (как это делается в традиционной школе), а с усвоения ребенком общих принципов решения задач определенного класса. А это, в свою очередь, предполагает осознание учеником объективных оснований своих действий с изучаемым предметом, осознание свойств и закономерностей объекта, т.е. научных понятий об объекте.
Учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения, а это приводит к тому, что к концу младшего школьного возраста интерес к решению учебных задач приобретает устойчивый и обобщенный характер и начинает выполнять функцию смыслообразующего мотива учебной деятельности. Формирование содержательных мотивов учения знаменует собой начало перестройки ценностно-эмоциональной сферы личности и перестройки сознания ребенка. Существенно изменяется в процессе развивающего обучения и картина развития способностей, являющихся сложным психологическим образованием, определяющим легкость и скорость образования умений и навыков, их гибкость и эффективность.
Taким oбpaзoм, чтобы oбеcпeчить paзвитиe yченикa как cyбъектa yчения, авторы paccмaтpивaют кapдинaльнoe изменeниe его coдepжaния, ocнoвy кoтopoгo cocтaвляет cиcтeмaнayчныx понятий, oпpеделяющaя пpинципы пocтpoения теx дeйcтвий, cпocoбaми ocyщecтвлeния кoтopыx пpeдcтoит oвлaдeть yчeникy, a не нaбop пpaвил, peглaмeнтиpyющиx каждый из этих cпocoбoв. Имeннo эта ocoбeннocть paзвивaющeгo oбyчения, пpeждe вceгo, бpocaетcя в глaзa при oзнaкoмлeнии c cooтветcтвyющими пpoгpaммaми и yчeбникaми. Ho caмo по cебe изменение coдepжaния oбyчения не дeлaeт его paзвивaющим. Maлo зaдaть yчeникy cиcтемy понятий- нyжнo, чтобы она была ocвoенa им, cтaлa peaльным инcтpyментoм его yчебнoй деятельнocти .
В процессе формирования компонентов учебной деятельности учитель также должен учитывать индивидуальные возможности школьника.
Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний (эти мотивы ориентируют детей в процессе усвоения именно на способ их получения, а не на результативную часть). При выполнении учебных действий школьники овладевают, прежде всего, способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и норм, - и через способы усваивают содержание этих теоретических знаний.
Потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотивы – к усвоению способов их построения посредством учебных действий, направленных на решение учебных задач .
Учебная задача, которая школьникам предлагается учителем, требует от них:
анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями этого материала, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения;
выведения на основе абстракции и обобщения частных отношений данного материала и их объединения (синтеза) в некоторый целостный объект, т.е. построения его «клеточки» и мысленного конкретного объекта;
овладения в этом аналитико – синтетическом процессе общим способом построения такого объекта.
Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и использует эту «клеточку» для его мысленного воспроизведения, усваивая при этом общий способ реализации такого процесса. Тем самым, при решении учебной задачи школьники осуществляют некоторый микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному, как путь усвоения теоретических знаний.
При решении учебной задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом отдельных частных задач, а затем используют этот способ при безошибочном решении каждой из них. Решение учебной задачи осуществляется согласно теоретическому принципу, когда такое решение имеет значение «не только для данного частного случая, но для всех однородных случаев». Мысль школьников двигается при этом от общего к частному.
При решении учебной задачи школьники овладевают общим способом решения отдельных и частных задач, входящих в определенный класс.
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Перечислим эти действия:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (известно, что действие соотносится с целью, а его операции – с ее условиями).
Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики (именно в этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность, т.е. умение учиться).
Учитель использует такие формы и приемы работы, которые направлены на формирование умения учиться.
В школьной практике накоплен достаточно богатый опыт организации учебной деятельности младших школьников, в том числе и на уроках русского языка.
В процессе овладения любым видом деятельности человек приобретает определенные способности. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или овладевает умением учиться.
Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда школьных умений. Появление этого умения свидетельствует о положительных изменениях в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым, становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.
Теоретическое изучение методической педагогической и психологической литературы по проблеме исследования показало, что в целях формирования компонентов учебной деятельности у младших школьников можно использовать на уроках русского языка следующие приемы:
списывание для формирования самоконтроля и выполнения действий по алгоритму;
метод учебного проекта;
поиск ошибочных написаний и их анализ;
ориентация на опасное место в слове для постановки учебных задач;
нахождение способов решения учебных задач;
использование приемов учебного сотрудничества;
использование приемов моделирования;
использование игровых приемов и занимательных заданий;
формирование умения различать: «Что знаю и чего я не знаю».
Важным приемом формирования компонентов учебной деятельности у младших школьников является прием учебного сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
2. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4. Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой, проблемой.
В целях формирования самоконтроля, как одного из компонентов учебной деятельности учащихся, эффективным приемом является поиск ошибочных написаний и их. Учителю важно методически грамотно организовать работу с подобными упражнениями, так как именно данный прием служит эффективным средством формирования орфографической зоркости учащихся. Более того, очень полезно, чтобы учитель, выполняя эти задания вместе с классом, время от времени «ошибался» - пусть ученики учатся думать, рассуждать, доказывать свою правоту.
Моделирование может оказаться первым и необходимым условием постановки и принятия детьми учебной задачи.
В ходе усвоения программы действия должны формироваться не только отдельные учебные действия, но и учебная деятельность в целом, что требует особых моделей.
Основным результатом учебной деятельности, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, должно явиться изменение личности самого ученика.
Одним из основных условий осознания субъектом действий может явиться их моделирование, позволяющее отстранить, объективировать как предмет действий, так и способ работы с ними. Основные требования к построению учебной деятельности могут быть реализованы сегодня в минимальной единице обучения – в отдельном уроке.
Вопрос о психологических требованиях к организации урока важен, так как только систематическая поурочная проработка и воплощение общих требований к построению учебной деятельности в ежедневной работе класса является основным условием формирования учебной деятельности как таковой.
Каждый урок должен начинаться с ориентировки учеников в том, что им предстоит делать, и оценки детьми того, возможно ли для них решение задачи, которая ставится. Вся работа начинается с сознательной оценки детьми той задачи, которая перед ними ставится, и того, есть ли у них средства для ее решения. Результатом урока должно явиться получение нового знания .
Использование игровых приемов и занимательных занятий способствует формированию ведущего компонента учебной деятельности – мотива. Как известно, мотив появляется только при наличии у учащихся познавательного интереса, а также положительной атмосферы, которую стремиться создать учитель на основе установления доброжелательных отношений с детьми в учебном классе.
Таким образом, я рассмотрела основные, но далеко не все методические приемы, способствующие формированию компонентов учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения русскому языку. При систематическом и целенаправленном их использовании у учащихся на уроках русского языка, творческом отношении к учебному процессу, учитель сможет сформировать у учащихся умение учиться, сделать их субъектами учебной деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования мною были выделены педагогические условия, способствующие формированию компонентов учебной деятельности у младших школьников. Анализ проблемы исследования позволили сделать следующие выводы:
1) учитель должен уметь так организовать учебный процесс, чтобы ученик выступал в качестве субъекта учения;
2) знание уровня сформированности психических процессов учащихся дает возможность учителю осуществлять подбор специальных методических приемов, направленных на формирование компонентов учебной деятельности;
3) при планировании работы на уроке в соответствии с учебной темой учитель осуществляет отбор таких форм и приемов работы, которые обеспечивают качественное усвоение изучаемого материала;
4) учителю необходимо при включении младших школьников в учебную деятельность на уроке методически грамотно ставить учебные задачи, обеспечивая тем самым успех их выполнения каждым учеником.