kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение устной речи на уроках английского языка на среднем этапе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена актуальной в методике преподавания иностранного языка проблеме теоретического и практического аспектов развития устной речи на среднем этапе обучения английскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение устной речи на уроках английского языка на среднем этапе.»

Обучение устной речи на среднем этапе по английскому языку.

Введение

Работа посвящена актуальной в методике преподавания иностранного языка проблеме теоретического и практического аспектов развития устной речи на среднем этапе обучения английскому языку. В литературе обсуждается вопрос различных методов обучения основным видам речевой деятельности, которые составляют понятие "устная речь". Актуальность вопроса развития устной речи обусловлена целями, которые стоят перед современной школой, а именно - формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения. Целью работы является изучение основных проблемных вопросов развития устной речи на среднем этапе изучения английского языка. Задачи: разъяснить и проанализировать условия, необходимые для успешного овладения устной речью, что означает цель- развитие монологических и диалогических высказываний, изучить типологию упражнений по обучению устной речи. Объектом исследования является развитие устной речи на среднем этапе изучения английского языка. Предмет исследования составляют основные аспекты проблемы развития устной речи: методы, условия успешного овладения, взаимодействие различных видов речевой деятельности. В основе стандартов ФГОС нового поколения положены модели компетентностей, которые отражают отношения к знаниям и умениям, требования к результатам. Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, которые помогают ученику учиться. Личностные УУД - действия смыслообразования, осознание своего места в жизни. Познавательные - умение обобщать, анализировать, произвольно строить речевое высказывание, поиск информации. Научиться планировать и прогнозировать свою жизнь- задача регулятивных УУД. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции - умение решать различные коммуникативные задачи. Какими коммуникативными умениями должен обладать выпускник? Выпускник научится: вести диалог, обмениваться мнениями, брать и давать интервью, вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы). Гипотеза: развитие устной речи - ключевой компонент методики обучения английскому языку на среднем этапе в общеобразовательной школе. Для эффективного обучения устной речи необходимо комбинировать различные методы и приемы. Для успешной деятельности педагог должен овладеть психологическими аспектами обучения говорению на иностранном языке. Данная работа является самостоятельным исследованием, в основе которого положен многолетний опыт и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Основные задачи формирования умений устной речи на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе, а также немного о психологических аспектах обучения говорению на иностранном языке.

Обучение устной речи - одна из самых сложных задач в процессе преподавания иностранного языка. Устная речь - это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь. Учащиеся 9 классов должны владеть умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями. Они должны уметь рассказывать о себе, семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее. Предметное содержание речи отображено в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся. Обратимся к работам психологов и посмотрим, как соотносятся между собой понятия «речь», «язык» и «речевая деятельность». По словам И. А. Зимней «речевая деятельность людей, реализуя их общение, друг с другом, в то же время реализует их общественно-коммуникативную деятельность». Язык-средство, а речь-способ формулирования мысли посредством языка. «Мы обучаем ученика не какой-либо расплывчато неоднородной речевой деятельности, а формируем его собственную речевую деятельность на иностранном языке, для чего ему будет необходимо овладеть средствами и способами реализации каждого из ее видов» Мы говорим о деятельностном подходе к говорению в обучении. Если посмотрим глубже, то увидим, что речь как способ формирования и формулирования мысли является в то же время средством осуществления этого процесса. Таким образом, основная психологическая задача обучения учить не только средствам (словам, правилам), но и способу формирования и формулирования мысли.

Основная причина трудностей при обучении устной речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте - им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка. При чтении и слушании улавливается готовый языковой материал, хотя рецептивное восприятие в каждом случае имеет свои особенности. При чтении про себя человек имеет возможность дважды и трижды вернуться к неясному месту, в то время как при слушании он в известной мере подчиняется темпу речи говорящего, что создает для понимания дополнительную трудность. Самую большую трудность представляет самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Здесь учащийся должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов, которая всегда специфична и не всегда совпадает с сочетаемостью в родном языке. Если вспомним Пассова Е.И., то он считал, что «всякое общение диалогично по своей сути. В нем всегда участвуют две стороны: не только тот, кто говорит, но и тот, для кого говорится» Что же характеризует монологическое высказывание, какие структурные характеристики? Это целенаправленность, непрерывность, логичность, связность, смысловая законченность. Мы должны автоматизировать словоупотребление. Это одна из сложнейших задач устной речи. При обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения. Мотивировать познавательный интерес можно используя новизну информационного материала, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости учебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Главное, потребность в говорении, выражении мысли, т.е. мотивация. Учителю нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся. После того как материал уже понят, начинается развитие автоматизма. В этот период переводные упражнения, пожалуй, нецелесообразны, а более эффективны одноязычные упражнения, т.е. всякого рода вопросы и ответы, пересказы, определение новых слов, попытки на этом же языке пояснять и поправлять учащихся. И здесь интересные результаты дает экспериментальная работа. Например, учащимся дается текст на родном языке с заданием сделать письменный перевод в ограниченное время, тем самым устанавливается определенный темп работы. Текст строится на пройденном языковом материале. Поскольку задачей такого письменного перевода является проверка усвоения устной речи, то орфографические ошибки не принимаются в расчет. Быстрый перевод легкого материала без учета орфографических ошибок может служить прекрасным контрольным средством - установить степень развития устной речи, тем объективным материалом, по которому можно проанализировать типовые ошибки и сделать вывод для дальнейшей работы. Весьма важной, истинно коммуникативной формой аудиторной (особенно) работы является чтение в классе про себя какого-то нового текста, которого ни преподаватель (условно), ни другие товарищи не знали, с установкой на понимание и последующий пересказ. В этом случае аудитория получает какой-то новый материал. По нему может быть проведена интересная беседа, возникают разнообразные вопросы, при этом общение на иностранном языке перестает быть искусственным. При формировании коммуникативной компетенции нужно использовать ряд приемов как узнавание и запоминание. Учащиеся должны узнать речевую ситуацию и использовать необходимые средства речевого общения, прием аналогии, эвристики. Этот полезный прием эвристики, заключающийся в умении ученика принимать новое самостоятельное решение, формируется, если в основу положена творческая учебная деятельность. Развитие коммуникативной компетенции, происходит, когда обучение превращается в учение, т.е. развивается самостоятельная и инициативная учебная деятельность. Ниже мы еще вернемся к данному вопросу. Здесь идет речь об языковых способностях, влияющих на успешное овладение речевой деятельностью. При обучении говорению многое зависит от того, как ученик осознает свою речь - речевой рефлексии. Чтобы осознать свою речь, необходимо обобщение речевых форм, отвлеченное языковое мышление. Эти умения по-разному сформированы у школьников. Вот почему в одной параллели, занимающиеся по одним УМК, по ФГОС в разной степени решаются коммуникативные задачи, достигаются цели, получается результат, ученики проявляют неодинаковый интерес к языку. В одном классе ученики могут строить связные логичные высказывания, самостоятельно добывают и формулируют мысли, умеют подбирать правильные формы. А в другом классе у учащихся возникают проблемы с построением высказываний, они затрудняются вступать в диалогическое общение. Т.е. речевые навыки и умения совершенствуются вместе с ростом мыслительных возможностей школьников. Другими словами, уровень общих особенностей интеллекта, языковые способности, знания, умения формируются в неразрывном единстве. Качество и уровень владения речевой деятельностью напрямую зависят от степени формирования у учащихся самоконтроля, самооценки, т.е. свойства личности. Личностное развитие, особенности интеллекта, особенности развития познавательных интересов, память, мышление, внимание - вот от чего зависит успешность изучения иностранного языка.

Обучение диалогу как наиболее характерной формы для проявления коммуникативной функции языка.

Рассмотрение обучения говорению как цели начнем с диалогической формы общения как наиболее характерной для проявления коммуникативной функции языка. При организации диалогической речи учитель учитывает такие свойства личности, как инициативность в общении, особенности темперамента, уровень знаний. Ученик должен показать: умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие и несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником, днем рождения, Новым годом и пр.; выразить сожаление, извинение; выразить радость, восторг, неудовольствие и т.д. Важно, чтобы учащиеся понимали, что в процессе обучения иностранному языку и преподаватель, и учащийся должны быть сотрудниками, чтобы они осознавали, что от них хотят и почему хотят выполнения именно этих упражнений, почему они даются в данной последовательности, что они должны сами в себе развивать и т.д.

В современной школе в урочной практике учителя, к сожалению, вынуждены заменять речевую компетенцию тестовой, т. к. итоговый экзамен проводится в форме тестовых заданий. Но возвращение устного экзамена в программу ЕГЭ заставляет нас больше тратить время на развитие речевых умений. Умения выполнять языковые тесты не могут заменить устные речевые умения. Попытаемся дать определение, что такое речевая ситуация. Это такое лингвистическое явление, когда участники этого действия чувствуют необходимость использования речевых средств, для коммуникации. Это могут быть чувства, команды, советы, мнения и т.д. Устная речевая компетенция остается важнейшим компонентом коммуникативной компетенции. Рассмотрим принцип интенсивного обучения иностранному языку Китайгородской Г. А. Чтобы оптимизировать учебный процесс нужно включать элементы интенсивного обучения. Понимая, что активизация учебной деятельности зависит в значительной мере от учителя, он должен служить примером речевого поведения, стимулировать активность учащихся, делать акцент на положительной стороне ответа. На недостатки указывать деликатно. Возьмем, к примеру, принцип коллективного взаимодействия. Успех достигается за счет психологического комфорта. Пример: проблема экологии в нашем городе. В наше время цифровых технологий учащиеся 8 класса самостоятельно готовят презентацию, делают сообщения на заседаниях «круглого стола», работа членов группы оценивается участниками «круглого стола», а затем проводится урок- конференция «Экологические проблемы родного края», на котором каждый ученик информировано - мотивирован и легко вступает в обсуждение данной проблемы. Успех методики Китайгородской вполне обоснован, ведь вся ее деятельность проходит под девизом: «Люби то, что делаешь, и тебе удастся превращать свои занятия в увлекательнейший процесс для многочисленных слушателей и последователей твоей работы». Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучающимися за короткий срок. Но применяя метод Китайгородской, нужно погружать учеников в разные упражнения, еще и обучать, общаясь, Быть интересным и коммуникабельным, развивая при этом коммуникабельность у своих слушателей, – в этом и есть уникальность учителя. Интенсивность - это умение учителя создать то напряжение в группе, которое не позволяет ни минуты бездельничать: должна быть вовлеченность каждого ученика на протяжении всего занятия. Очень важными факторами успешного применения отдельных элементов метода Китайгородской является техническое оснащение кабинетов иностранного языка, а также ИКТ- компетентность педагога. Следующий принцип, использующийся на уроках- игровой организации.. Пожалуй, никто не будет отрицать значения ролевых игр в развитии устной речи. Отдельный урок можно полностью построить применяя ролевые игры, а для снятия напряжения и усталости на каждом уроке можно вводить различные игровые моменты. В процессе обучения это служит нескольким практическим целям. В игре ученики преодолевают психологический барьер общения на иностранном языке, совершенствуют грамматические и лексические навыки. Для этих целей используется кукольный театр с пальчиковыми куклами, часы, телефонные аппараты и многое другое. Это необходимо для отработки речевых клише. Есть игра “Освободи инопланетянина”, когда учащиеся освобождают из тюрьмы героя, отвечая на вопросы, написанные на замках, которыми закрыта дверь темницы. Есть игра “Найди разницу в картинках”, применяемая для развития устной речи. Существует много игр с мячом. Полезно применение подвижных игр. Можно использовать игры настольные, такие как “Лото ”, детские карты для закрепления знаний цифр и цветов. От игры идет огромная польза, уроки получаются нескучными для учащихся, мотивируя и активизируя их познавательный интерес. Работая по УМК Ваулиной Ю.Е., используются тексты не для пересказа, а для общения. Например, читая текст о Британских подростках, дети проводят аналогию, как они проводят свое свободное время. Следуя принципам Китайгородской, учащиеся составляют план своего высказывания на русском языке. Это помогает им логично строить рассказ на английском. При этом развиваются коммуникативные УУД: отбирать и использовать речевые средства; познавательные УУД: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, умение работать с картами, схемами, создавать диалоги на этой основе, умение читать схемы-тексты, составлять план высказывания, а регулятивные УУД: определять цели. Можно считать на сегодня решенным вопрос о том, что учебник для понимания структуры языка - это одно, а учебник, обучающий практике языка - это совсем другое. Они отличаются друг от друга всем: отбором материала, всем его расположением. Рассмотрим УМК Ю.Е.Ваулиной «Английский в фокусе» Учебники созданы с учетом практического применения. Научный отбор лексического и грамматического минимума, интересно подобранные упражнения, мотивирующие учащихся на изучение языка. Аудиовизуальные задания для создания правильных звуковых образов, потому что преподаватель не является носителем преподаваемого языка, у него самого есть целый ряд дефектов в произношении, ритме, интонации. Упражнения, направленные на интенсификацию учебного процесса, с их помощью можно увеличить количество времени для активной практики учащегося на уроке. Третья точка приложения технических средств - это самостоятельная работа учащихся: работа с ключами, с контрольным подсказом. Тут есть возможность снятия с преподавателей лишней нагрузки и передачи ее на плечи учащихся. Наконец, учебник помогает наладить взаимоотношения ученика и преподавателя в процессе обучения иностранному языку. Очень часто у преподавателей неверное отношение к учащимся. Оно заключается в следующем: ученик- объект, преподаватель – субъект. Часто это приводит к своеобразной психологической пассивности аудитории. В процессе обучения иностранному языку и преподаватель, и учащийся должны быть сотрудниками. Нужно, чтобы учащийся понимал, что от него хотят и почему, что он должен сам в себе развивать и т.д., другими словами, чтобы ему был раскрыт педагогический процесс. Данная серия учебников помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Как справится с коммуникативной задачей обучения? Конечно, каждый урок начинается с установки на устную речь, с упражнений, развивающих слуховое восприятие. На первых занятиях обязательно отводится время (не менее 10 минут) на упражнения, развивающие слух. Они имеют три градации: 1. Это таблица, на которой написаны фонетические значки звуков букв и буквосочетаний в виде слогов.

2. По такой же таблице, но называется уже слово. Это ставит обучающихся на вторую ступень трудности, они должны выделить основной звук или звукосочетания внутри какого-то слова. Например, когда произносится "this", "these", они должны молча указывать соответственно на [i] и [i:]. Только тогда, когда убедишься, что каждый из обучающихся способен сам контролировать свое восприятие, можно начать работу по воспроизведению.

3. Учитель показывает указкой на соответствующую букву или буквосочетание. Учащийся должен правильно воспроизвести звук или сочетание звуков. На более продвинутых стадиях развитие слуховой внимательности находит свое выражение в целом ряде упражнений следующего типа: я, произнося фразу, предлагаю ученикам найти в ней определенные элементы (слово, слог и т.д.). Далее даются задания на вычленение грамматических форм, а при работе над лексикой - на выявление слов с определенной тематической отнесенностью (например, слова, обозначающие цвета, положение в пространстве и т.д.).

Нужно систематически, шаг за шагом, тренировать слух, чтобы учащиеся воспринимали речь под каким-то углом зрения. Сначала под фонетическим, потом под морфологическим. Это первое условие, без которого нельзя учить устной речи. Когда оно выполнено, легче выполняется второе условие - развитие у учеников умения фотографически воспроизводить языковой материал. Приемы, которые помогают этому воспроизведению, различные. Первый способ - с начала обучения задавать альтернативные, очень простые вопросы в быстром темпе: "Is this a book?", "Is it an exercise-book?", "Is this his pen?", "Is this his book?". При этом на первых порах вопросы должны быть обязательно в третьем лице, чтобы не надо было реконструировать ответ грамматически. Далее - очень важное упражнение - воспроизведение по ключевым словам или по ключевым глаголам. Что это такое - воспроизведение по ключевым глаголам? В любом иностранном языке глагол - это камень преткновения. Как проводить эти упражнения? Они имеют целый ряд вариантов. Например, рассмотрим, как используются опорные сигналы для развития устной речи. Берется текст, который уже был прочитан и по которому отвечали на вопросы. Вся новая лексика и грамматика в нем уже усвоены и нужно переходить к следующему параграфу. Перед тем как перейти к следующей теме, надо сделать памятку из этого текста для долгого хранения. Преподаватель должен для этого иметь соответствующую тетрадку или соответствующий набор таблиц, который хранится в кабинете. У ученика тоже должна быть соответствующая тетрадка. Преподаватель делает сокращенный вариант пройденного текста. Он берет фабульную основу и записывает ее дословно себе в тетрадь. Предложения нумеруются. Сначала это только простые распространенные предложения, и только постепенно вводятся сложные предложения. Придя в класс, учитель прочитывает укороченный вариант старого текста вслух, чтобы создать общее впечатление. Потом на интерактивной доске пишется предложение 1 и вместо каждого слова, которое прочитали, ставится прочерк. Глагол в личной форме пишется полностью. Затем остаются еще слова, вместо которых ставятся черточки. Можно вместо черточек написать предлоги. Затем предлагаю ученику воспроизвести предложение без единой потери. Такая же работа проводится по второму предложению. Потом вызывается ученик, который должен полностью воспроизвести предложения № 1 и 2. Третий ученик уже должен воспроизвести полностью три предложения, а десятый ученик - все десять предложений. Но так как такое настойчивое повторение абсолютно в той, же форме идет 9-10 раз, то к концу занятия самый слабый ученик может воспроизвести хотя бы первые 3-5 предложений без единой ошибки. Затем дается задание на дом: письменно восстановить в точности все прочерки. В чем состоит полезность этого приема? Он, во-первых, развивает фотографическую память. Кроме того, он помогает четко видеть синтаксис без разговора о грамматике. Преподаватель не разговаривает в данном случае о грамматике, но он ее графически все время совершенно ясно представляет учащимся. Кроме того, описанная работа учит учеников более коротко излагать основное содержание, потому что краткий текст является результатом отбора основного содержания. Впоследствии, когда к этому приему учащиеся привыкли (это особенно важный прием там, где мало учебных часов, но есть требования развить устную речь), появляется возможность повторять старое безо всякой потери времени. Когда текст забылся, вывешивается таблица, прочитывается один раз вариант без пропусков (можно иной раз и не читать) и предлагается его воспроизвести.

Нужно указать на упражнения, которые развивают спонтанность речи. Предыдущие упражнения были рассчитаны на развитие репродукции, т.е. точного воспроизведения образца, здесь - упражнения, облегчающие уже воспроизведение речи. Этот же тип упражнений (воспроизведение по ключевым глаголам) может в дальнейшем стать переходным к обучению спонтанной речи. Сначала подается определенный материал в форме, необходимой для точного воспроизведения, а потом перед учащимися ставится задача изменить каждое предложение хотя бы немного: вставить определение или обстоятельство, вместо сочиненного предложения дать два простых или ввести придаточное. Но все, что вводится, не должно противоречить смысловому содержанию рассказа в целом.

Наряду с составлением планов-памяток текстов можно использовать речевые опоры. Это тематические карточки, содержащие глаголы, существительные, словосочетания, используемые в качестве подсказок, выражения, позволяющие строить логические высказывания to my mind, what’s more, however, to sum up etc. как при воспроизведении диалогов, так и монологических высказываний. В результате, можно выработать алгоритм по обучению устной речи при помощи метода опорных сигналов. Использование этого метода позволяет до минимума сократить использование родного языка. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений. Опоры содержат информацию в развернутом или сжатом виде. При хорошей подготовке к уроку ученика 5-7 класса для ответа по теме в 10-15 предложений требуется не более 5 минут. При этом дети не просто заучивают текст, но и мыслят, строят самостоятельные речевые высказывания. Приведу пример составления опорного текста в 5 классе по теме “Our School”

Our school is large. It has 3 floors. To the left there is a cloak room and a canteen. On the second floor there are a lot of classrooms. There is a Headmasters office. On the third floor there is a computer room, many classrooms. We like our school very much. It is interesting to study here. В тексте выделены: полужирным шрифтом слова-опоры, курсивом- слова, опущенные в опорах. Сначала демонстрируется опорный конспект, затем читается текст, дети хором проговаривают каждую фразу, затем задаю тся вопросы, наконец, можно попросить ученика повторить рассказ, используя опору.

1Is the school large or small?

2. How many floors are there?

На дом дается задание составить рассказ по опорному конспекту. На следующем уроке сильных учеников можно попросить выступить в роли консультантов и выслушать всех учеников. Также полезно использовать видео, что позволяет развивать внимание учеников. Они стимулируют речевую деятельность учеников и создают благоприятные условия для реализации проблемного обучения. Они повышают интеллект детей и расширяют их знания во многих областях науки и культуры. Использование видео позволяет индивидуализировать обучение и развивать мотивацию речевой деятельности обучаемых. Таким образом, психологические особенности воздействия учебного видеофильма на учащихся способствует интенсификации учебного процесса, и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учеников. В видеодидактике существует много различных упражнений для работы с фильмом после его просмотра. Чтобы стимулировать коммуникативную активность учащихся, используются следующие виды упражнений: ответы учащихся на общие и частные вопросы, монологическое упражнение под названием “озвучивание “ фильма, вопросно-ответные упражнения.

1) Описать события с точки зрения разных лиц.

2) Осветить события в разных временах.

3) Оценить события субьективно, используя фразы: I think, I suppose, I consider, I guess, to my mind, in my opinion,

4) Составить план видеофильма, дискуссия по фильму, организация ролевой игры.

Упражнения типа “выбери правильный ответ”, “расположи предложения в логической последовательности”, совместный пересказ фильма по типу “снежный ком”, письменный перевод небольшого фрагмента фильма, письменный пересказ всего фильма после просмотра, изложение событий с точки зрения определенного лица, мини-сочинение на определенную тему. Можно заполнить пропуски нужной информацией, установить и написать, чьи это реплики, письменные тесты по проверке понимания, выписывание из фильма по ходу показа предложений в определенном времени, выписывание предложения и изменение глагола в определенном времени, составление плана пересказа по фильму. Рекомендуется использовать фильмы по страноведческой тематике. Это различные фильмы о США, Великобритании. Подобные фильмы оказывают эмоциональное воздействие на учеников. Возможен просмотр мультфильмов, художественных фильмов на английском языке. При их просмотре ученики имеют возможность почувствовать атмосферу языка, сосредоточиться и понять его красоту. Огромную помощь в овладении языком оказывает видео пособие “Take a look”, “Video English for schools”.и другие. Используя различные виды деятельности на уроке учитель мотивирует ребенка, тем самым способствуя развитию речевых умений учащихся. Использование коммуникативных опорных схем. Цель-научить ученика использовать свое собственное высказывание, активизировать его познавательные возможности. При этом обеспечивается дифференцированный подход к обучению. Методика составления:

1.составление модели монологического высказывания- речевой эталон, который включает вступление, основную часть и заключение. Например, I’m going to tell you about First of all Secondly To sum up При составлении модели учитель учитывает личностные интересы, интеллектуальные особенности учащихся.

2. Создание коммуникативно-опорной схемы. Используются вербальные речевые образцы и невербальные( рисунки, геометрические фигуры) Необходимо придерживаться следующим принципам: 1.доступности, 2. логичности, 3. наглядности.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по обучению устной речи выливается в использование различных заданий, которые формируют интеллектуальное развитие школьников. Ведь если при изучении любого предмета, не только иностранного языка, остается что-то недопонятым, оно превращается в своеобразный балласт. Человек думает, что он знает, а на самом деле - не знает. Психологически это очень опасно, так как развивает ложное чувство понимания и уверенности (а иногда - наоборот, излишней неуверенности). Чтобы ученик успешно усваивал иностранный язык, нужны основные предпосылки психологического характера. Первое - нужно научить учащегося правильно слышать, второе - необходимо научить его вычленять нужное, третье - научить его фотографически точно воспроизводить услышанное или прочитанное. Обычно от учащегося требуют воспроизведения звуков, или ритма, или мелодии иностранного языка до того, как натренирован его рецептивный аппарат. Ученик еще не может отличать ухом, а от него требуют воспроизведения. Следует давать достаточное количество тренировочных упражнений, которые должны предшествовать всякой работе, связанной со слуховым восприятием. Слуховое восприятие оказывается весьма слабо натренированным. И без предварительной тренировки преподаватель невольно толкает его на неправильный путь, заставляя делать артикуляторные движения, когда он не слышит своих ошибок. Только 30% людей сразу могут воспроизводить. Значит, нужно научить правильно слышать.

Все эти и ряд других приемов, используемых в комплексе в определенной системе, способствуют овладению очень трудной стороной языка - устной речью. Безусловно, невозможно применить метод «интенсивного обучения» таким, каким он был создан, и  во многом это и ни к чему. Кроме успехов в говорении, мы должны добиться положительных результатов и в подготовке к сдаче ЕГЭ, в котором предусматривается проверка такого вида речевой деятельности, как говорение. Главное, чтобы учитель понимал то, что необязательно стараться внедрять в процесс преподавания одну отдельно взятую методику, просто нужно иметь свой собственный стиль преподавания, основанный на личном приобретенном опыте, и заимствовании отдельных методов и приёмов из разных источников.    Кроме того, не стоит, например, никогда принимать всерьёз разговоры о способностях разных детей к иностранным языкам. Всё равно никто толком не знает, что это такое. Языки не изобретались в кабинетах и лабораториях, они формировались у народов в течение долгого времени и возникли именно как средство общения между людьми. Это значит, что любой человек, умеющий воспроизводить звуки, слышать их и видеть буквы, гипотетически способен освоить иностранный язык. В конце концов, свой родной язык он освоил. Важнейшей задачей управления речевым общением встает задача развития познавательного интереса и мотивацией школьников. Задача учителя применять способы, методы, технологии, ИКТ, все для создания устойчивой учебной мотивации. Особенно это касается основной школы, где учитель должен учитывать психологические особенности подростков, их индивидуальные особенности, интересы, оптимизировать учебный процесс для создания положительной мотивации, которая, в свою очередь, будет влиять на успешное овладение устной речевой деятельностью. Получаем следующие выводы. Во введении были определены а) объект исследования -обучение говорению на среднем этапе; б) предмет исследования- роль устной речи. Были поставлены задачи - описать методы формирования речевых умений и различные пути обучения речевому общению. Главное, овладевать лексикой, но не отдельным словом, а словосочетанием. Далее, от простого к сложному. Запоминать целые фразы и выражения. Этого можно достичь, если у ребенка будет мотив, потребность. Например, уметь рассказать о себе, своих близких, друзьях, сказать в каком городе ты живешь, рассказать о своем крае и т.д. В диалогической речи это уметь спросить, как добраться, пройти, узнать что-то. Учителю следует тщательно продумывать уроки, подбирать нужную информацию, использовать книги для чтения, для того, чтобы прививать учащимся культуру чтения. На среднем этапе обучения иностранному языку у учащихся существует ряд трудностей, связанных с перестройкой памяти, изменением мотивации некоторых видов деятельности. Кроме того, особенностью подросткового возраста является готовность ко многим различным видам обучения. Соответственно, развиваются коммуникативные способности учащихся, повышается их интеллектуальная активность.

Возникает ряд трудностей при обучении иностранному языку. Во- первых – это различие языковых структур по сравнению с родным языком. В устной речи, как в объекте обучения, можно выделить два предмета обучения: аудирование и говорение. Установлено, что понимание устной речи происходит в результате восприятия речи и ее осмысления. Оба вида речи требуют наличия обязательно мыслительной деятельности. Аудирование и говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения. Чтобы понимать – нужно говорить. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. Как уже было сказано, устная речь может быть представлена в виде диалогической речи, в которой существует трудность понимания мысли собеседника, в результате чего этот вид речи связан с развитием навыков аудирования, и монологической речи, трудность которой состоит в том, что ученик должен следить за логичностью, связностью, темпом речи, законченностью высказываний в процессе говорения. Одной из главных задач устной речи является обучение оформлению сообщений. Наши ученики порой на русском языке не могут следить за ходом высказывания, теряют ход мысли. Что уж говорить об английском! Можно учить детей пользоваться « перекидным словарем». Разрешать на русском языке составлять план рассказа, а на другой стороне составить перевод этого рассказа. Надо сказать, что этот метод дает хорошие результаты. А также использование коммуникативно-опорных схем отмечается учащимися как удобная форма для составления своего собственного монологического высказывания. Таким образом, язык является средством формулирования и формой существования и выражения мысли. Развитие языковых способностей учащихся помогают развивать общие интеллектуальные возможности школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обучение устной речи на уроках английского языка на среднем этапе.

Автор: Ялунина Ирина Александровна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 399082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Преемственность в формировании УУД на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "preemstvennost_v_formirovanii_uud_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "558072"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600705653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обучение в группах на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "obuchieniie-v-ghruppakh-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448304136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Эффективные фонетические упражнения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(76) "effiektivnyie_fonietichieskiie_uprazhnieniia_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "431349"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507474383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Использование пословиц на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(56) "ispol-zovaniie-poslovits-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139741"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417788251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методы формирования познавательного интереса на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(74) "metody_formirovaniia_poznavatelnogo_interesa_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "496360"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548006047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства