Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку требует многообразия форм организации учебного процесса,Сегодня практически любой творчески работающий учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нестандартные формы обучения школьников.Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя,ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач,на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников,на модернизацию активных форм обучения,формированию активной личности.Многое зависит от мастерства учителя.от его умения организовывать учебный процесс,от его творчества и постоянного поиска новых форм и приёмов обучения.Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы,но включают самый разнообразный дополнительный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе »
Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Содержание
Специфика и направленность урока иностранного языка;
Особенности нестандартных форм проведения уроков иностранного языка;
Классификация нестандартных форм урока иностранного языка;
Группы нестандартных форм урока;
Заключение;
Библиография;
Сведения об авторе
I. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам требует многообразия форм организации учебного процесса.Сегодня практически любой творчески работающий учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нестандартные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения, формирование активной личности. Многое зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. Для введения нестандартных форм следует помнить не только о разнообразии типов уроков, но и об удачных комбинациях их элементов, «возрастных особенностях учащихся, где принципы посильности и личностной ориентации играют главную роль», [6].
II. Анализпсихолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков», формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия), «нетрадиционные технологии урока» основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»,[7].
На наш взгляд, нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Они отмечают недостатки введения нестандартных форм проведения урока: стихийность и бессистемность использования; отсутствие прогноза положительных изменений - роста качества формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся; преобладание репродуктивных технологий обучения; перегрузку некоторых уроков (интегрированные уроки, учебные конференции…) учебным материалом;
Другие педагоги считают такие уроки одним из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Такие уроки помогают сформировать навыки коллективных форм работы;прививают интерес к предмету; развивают умения и навыки самостоятельной работы; активизируют деятельность учащихся. И в этом их положительная сторона.
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю привить интерес к изучению иностранного языка, развить любознательность.
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».Высказывание это дошло до наших дней «сквозь громаду лет (принадлежит оно римскому гражданину Аврелию Августину), хотя актуальности своей от этого как будто не утратило. Что касается любознательности и интереса людей к неродному языку, то они могут быть желанными, пожалуй, только для учителей иностранного языка. Но и они, как мы думаем, тоже не очень твердо верят в то, что в наш прагматический век кто-то будет изучать чужой язык исключительно ради интереса. Зубрежка помогает отчасти.
Нетрадиционный урок – это импровизация учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности
преподавания.
III. Итак, остановимся на классификации. На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отличить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной" [8] творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
необычные условия работы;
Такой урок может сохранять традиционную структуру, то есть организационный момент, сообщение новых знаний, контроль изученного, а может быть оригинальным за счет изменения последовательности обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д. Эти «увлекательные» дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более 100 типов, даже разработана их классификация.
В классификации, которую предлагает В.А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами [9].
IV. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
Нетрадиционные формы и виды уроков
п/п
Нетрадиционные формы уроков
Вид нетрадиционного урока
1.
Уроки в форме соревнования и игр
конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2.
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
Как провести нетрадиционный урок иностранного языка, который был бы не только логически построен с точки зрения методики, но и интересен и познавателен для обучающихся?
Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Примеры:
Метод
Вид деятельности на уроке
Оборудование
Ход
“Звездный час”
игровой
соревнование парами или индивидуально.
Карточки с вопросами, табличка с цифрами 1,2,3,4,5 для выбора правильного ответа…, проектор для показа презентации
Дети поднимают таблички с номером правильного ответа
Телемост
ролевая игра
ответы по определенной теме в группах
проектор для показа слайдов с вопросами
Беседа
Дуэль – данный вид деятельности можно проводить при составлении различных рассказов. Ученики парами рассказывают материал. (По очереди – то один, то другой) Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.
Игра "Снежный ком". Эту игру можно применяя при работе с придаточными предложениями с союзами if / when. Например:
1-йученик .If I go to the country, I will get up early.
2-йученик. If I get up early, I'll see the sunrise.
3-йученик. If I see the sunrise, I'll be happy.
4-йученик. If I am happy, ...
V. Подводя итог, можно сказать, что нестандартный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. Поэтому для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения это способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
VI. Библиография
Некрасова Т.М. , Big Cat Risqué –разработка урока в форме «юридической консультации» http://nota.triwe.net/teachers/nekrasova/law.zip
Некрасова Т.М. , Drugs-free - презентация к открытой дискуссии по теме «Свободен от наркотиков» http://project.1september.ru/
Некрасова Т.М., The Great Art of Impressionism -урок с элементами технологии критического мышления по теме "Искусство" http://festival.1september.ru/
Некрасова Т.М., Safety Rules for your Life –презентация к открытой дискуссии на уроке о проблемах безопасности жизни, выборе модели поведения в опасной ситуации. http://project.1september.ru/
Некрасова Т.М., It's Worth Visiting! – разработка внеклассного мероприятия http://festival.1september.ru/
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в средней школе» М., 1988г. С. 69-70
7. Сафонова. В. П. Современный урок иностранного языка - М. : Учитель, 2011. С.3
8. Хуторской. А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения М. : Центр дистанционного образования "Эйдос", http://eidos.ru 9. Щенев В.А.. Приемы учебной работы учащихся. – М. : Просвещение, 1979.С.223.Рис. 1