Научная статья "Система заданий, направленная на подготовку к устной части ОГЭ "
Научная статья "Система заданий, направленная на подготовку к устной части ОГЭ "
В данной статье говорится об эффективности использования системы тренировочных заданий, которая способствует совершенствованию монологических и диалогических умений обучающихся при подготовке к сдаче устной части основного государственного экзамена по английскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Система заданий, направленная на подготовку к устной части ОГЭ "»
Столяренко А.Б.
Учитель английского языка
МБ НОУ «Лицей №111»
Новокузнецк, Россия
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ
Аннотация: в данной статье говорится об эффективности использования системы тренировочных заданий, которая способствует совершенствованию монологических и диалогических умений обучающихся при подготовке к сдаче устной части основного государственного экзамена по английскому языку.
Abstract: The present article underlines the efficiency of using the system of training assignments, which contributes to improving the monologic and dialogical skills of students in preparation for the oral part of the State Final Certification in English.
Ключевые слова: основной государственный экзамен, английский язык, устная часть, монологическая речь, диалогическая речь, система тренировочных заданий
Keywords: State Final Certification, English, oral part, monologic skills, dialogical skills, system of training assignments
В течение всего периода изучения английского языка в школе, важной задачей является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Анализ литературных и электронных источников позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения английскому языку в школе. Во многом это вызвано тем, что в современном мире английский язык рассматривается как средство общения, средство взаимодействия и понимания людей, который дает возможность приобщиться к иной национальной культуре.
Совершенствованию умений устной речи уделяется особое внимание в процессе обучения английскому языку. Обучение говорению является наиболее сложным моментом в изучении английского языка и осуществляется на всех этапах обучения английскому языку.
Конечной целью обучения устной речи является выработка у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах.
Новая модель устной части основного государственного экзамена по английскому языку призвана оценить степень владения иноязычной коммуникативной компетенции учащимися с использованием трех форматов заданий: чтение вслух небольшого текста, условный диалог-расспрос, тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания. Таким образом, объектами контроля служат навыки техники чтения, а также устно-речевые умения в диалогической и монологической речи.
Как показывает опыт, в процессе подготовки к основному государственному экзамену по английскому языку требуется системный и комплексный подход.
В исследовании мы обратились к созданию системы упражнений, направленной на совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, а также их подготовку к выполнению заданий устной части ОГЭ на материале УМК Ю.В. Ваулиной «Spotlight 9». Теоретической базой работы стали методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом М.В. Вербицкой, К.С. Махмуряна, коммуникативный метод обучения иноязычному общения Е.И. Пассова.
Эффективность обучения диалогической и монологической речи достигается путем адекватного цели обучения комплекса упражнений или системы заданий. Согласно определению С.Ф. Шатилова, комплекс упражнений представляет собой «совокупность необходимых типов и видов упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые обеспечивают наиболее успешное овладение обучаемыми определенным видом речевой деятельности или аспектом языка на данном этапе обучения» [54, с. 40].
Разработанная нами система заданий соответствует тематике УМК и подобрана с учетом интересов обучающихся. Работа включала несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся анализ теоритического материала по тебе исследования, знакомство с рекомендациями по выполнению заданий, представленных в устной части ОГЭ.
На втором этапе был проделан обзор модулей учебника «Spotlight 9». В ходе анализа было обнаружено, что количества упражнений, направленных на развитие устно-речевых умений не является достаточным для подготовки обучающихся к выполнению заданий устной части ОГЭ по английскому языку.
На третьем этапе нами были разработаны тренировочные задания к двум модулям учебника – «Celebrations» и «Life & Living», которые направлены на предварительное снятие трудностей при формировании монологических и диалогических умений, а также призваны расширить знания обучающихся по предложенным темам.
На четвёртом этапе была поставлена задача разработать систему заданий, которая может быть использована учителями общеобразовательных школ в качестве дополнительного материала для подготовки обучающихся к сдачи устной части основного государственного экзамена по английскому языку.
Тренажер содержит в себе 16 заданий на участие в диалоге-расспросе по 8 изучаемым модулям.
Полный текст задания по модулю «Celebrations», который услышат обучающиеся, выглядит так:
Tapescript for Task 2
You are going to take part in a telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to the questions.
Remember that you have 40 seconds to answer each question.
Electronic assistant: Hello! It’s the electronic assistant of the school club «Social Life». We kindly ask you to take part in our survey.
We need to find out what do you think about your prom night after the ninth grade. Please answer six questions.
The survey is anonymous – you don’t have to give your name.
So, let’s get started.
Electronic assistant: What is your attitude towards the prom night after the ninth grade?
Student: ________________________
Electronic assistant: What is the most suitable place for having a prom night? Student:_________________________
Electronic assistant: What do you think about a dress code?
Student: ________________________
Electronic assistant What is your opinon about having an after-party?
Student: _________________________
Electronic assistant: What are the activities expected for the prom night's programme?
Student: ________________________
Electronic assistant: Would you mind taking part in planning the prom night's programme?
Student: ________________________
Electronic assistant: This is the end of the survey. Thank you very much for your cooperation.
Тренажер содержит в себе 16 заданий на составление тематического монологического высказывания по 8 изучаемым модулям.
Задание на составление тематического высказывания к модулю «Life & Living » выглядит следующих образом:
Task 3. You are going to give a talk about types of houses. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences). Remember to say:
What kind of housing would you prefer
What the advantages of housing you prefer are
What the disadvantages of housing you prefer are
You have to talk continuously.
В процессе исследовательской работы мы придерживались принципа простоты и удобства использований нашей системы упражнений, целью создания которой было уменьшение времени на поиск заданий экзаменационного формата по темам, представленных в учебнике «Spotlight 9» в других учебных пособиях. С этой целью система заданий была включена в презентацию Power Point, задания на участие в диалоге-расспросе были озвучены электронным диктором, а также установлен счётчик времени, что помогает полностью имитировать ситуацию на экзамене. Надеемся, что данная система заданий найдет свое применение среди учителей и обучающихся, которые занимаются по учебнику «Spotlight 9».
Создание подобной системы заданий поможет решить много задач обучающего порядка, в качестве своеобразного тренажёра, что будет полезным при формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Список литературы
Ваулина Ю.Е. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д, Дули, О.Е. Подоляко]. – 3-е изд. – М. : Express Publishing: Просвещение, 2017. – 216 с.: ил. – (Английский в фокусе).
Вербицкая М.В. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом/ М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Е.А. Колесникова, Н.Н. Трубанева. - М.: ФИПИ, 2017. — 84 с.
Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе обучения иноязычному общению. – М.: Рус.яз.,1989. – 276.