kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межкультурная социализация и социальная адаптация учащихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью и вопитать общероссийскую гражданскую идентичность в условиях поликультурного общества на уроках английского языка. Технология критического мышления - одна из технологий, которая помогает ученику критически принимать многополярность и многокультурность окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межкультурная социализация и социальная адаптация учащихся (из опыта работы)»


«Межкультурная социализации и социальная адаптация»

С.А.Кобец, заведующий кафедрой английского языка, учитель английского языка, МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой», г. Нижний Новгород.


Американский философ, систематизатор прагматизма и создатель школы инструментализма Д. Дьюи писал: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».

Как преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью и воспитать общероссийскую гражданскую идентичность в условиях поликультурного общества. Какую систему освоения социального опыта, систему социализации личности может предложить школа для обеспечения возможности молодому человеку адекватно «вписаться» в общество и «бесконфликтно реализовать себя в нем», учитывая то, что на сегодняшнем этапе недостаточен опыт социализации и социальной адаптации в своем культурном социуме, необходим опыт общения с представителями других культур. Необходимо говорить о воспитании межкультурной коммуникативной личности, которая умеет выстраивать диалог с другими культурами на другом языке. А, следовательно, необходимо создать условия для реализации общения с иностранными гражданами. Работа может проводиться в двух направлениях: обучение за границей в период каникул в рамках проекта «Образовательные путешествия» и принятие иностранных студентов в своей школе с проживанием в одной из семей учеников в рамках проекта «Весь мир - в нашей школе». В неформальных отношениях ученики сталкиваются с новыми культурными и языковыми явлениями, ментальными особенностями представителей других народов, что заставляет их глубже и критически взглянуть на окружающий мир, сравнить, сопоставить и проанализировать имеющиеся знания и опыт.

Особую актуальность в период расширения информационного пространства приобретает формирование критического мышления. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщества, способен аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Учителя лицея на уроках английского языка апробировали и внедрили в процесс обучения технологию развития критического мышления. В основу технологии положен базовый дидактический материал. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской деятельности, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Основными этапами урока при использовании технологии "Критическое мышление" являются этапы вызова, осмысления, рефлексии. Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить. Схематично такой урок выглядит следующим образом:

I стадия (фаза). Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Деятельность учащихся направлена на «вспоминание», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Возможные приемы и методы:

- составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; “мозговая атака”; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия (фаза). Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся направлена на чтение текста, использование предложенных учителем активных методов чтения. Учащиеся делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал», ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III стадия (фаза). Рефлексия (reflection):

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям, чтобы внести изменения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Приемы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

В процессе применения технологии критического мышления формируется направленность на самореализацию, на выработку собственной индивидуальной технологии обучения, что является очень ценным для подготовки к социальной адаптации.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Межкультурная социализация и социальная адаптация учащихся (из опыта работы)

Автор: Кобец Светлана Александровна

Дата: 31.05.2019

Номер свидетельства: 512932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Творчество как основа конкурентоспособности специалиста социально-культурной сферы "
    ["seo_title"] => string(89) "tvorchiestvo-kak-osnova-konkurientosposobnosti-spietsialista-sotsial-no-kul-turnoi-sfiery"
    ["file_id"] => string(6) "190642"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427202793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства