Методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»
Методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»
Обучение иностранному языку на ранних этапах школьного образования в настоящее время выстраивается в соответствии с новыми приоритетами школы как источника развития творческой активности и способностей учеников, способных на самостоятельное решение проблем, возникающих в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Младший школьный возраст - это очень важный этап взросления и школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода дает большие возможности для полного и многогранного развития ребенка.
Понимание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста дают нам верно и эффективно выстроить процесс обучения. Поэтому каждому педагогу важно знать и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Психологическиеособенностиданноговозраста:
1) продолжение физического и психофизиологического развития ребенка, которое обеспечивает процесс систематического обучения в
школе;
2) развитие и усовершенствование работы головного мозга и ЦНС;
3) нестабильность и неустойчивость умственной деятельности и работоспособности, повышенная утомляемость;
4) нервно-психическая чувствительность и уязвимость ребенка;
5) сложности с длительной концентрацией внимания, эмоциональная нестабильность;
6) развитие познавательных потребностей;
7) развитие абстрактно-логического мышления;
8) происходит тренировка способности к произвольной, т.е. осознанной регуляции поведения.
В этот период происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Главное изменение этого периода - у ребенка появляются социально значимые обязанности.
Когда ребенок становится учеником, его помещают в другую среду, в школу, что дает новые, неожиданные вызовы, меняет его жизненный уклад, воспитывает и формирует характер молодого человека. Школа - это место, где ребенок должен развивать свои навыки аудирования, разговорной речи, чтения и письма, решения проблем, общения, творческого мышления. Чтобы иметь возможность учиться, ученик должен иметь возможность учиться по-разному, общаясь с друзьями по классу, учителями, выходя за пределы классной комнаты для повышения физической активности, усваивая новую информацию с помощью размышлений, решая проблемы с помощью изобретательности. Ребенок, который идет в начальную школу, является активным, творческим молодым человеком, поэтому обучение должно сочетаться с характеристиками ученика начальной школы и его социальной, эмоциональной, физической активностью и языковым ростом.
Ребенку в начале интересен сам процесс учебной деятельности, он может не осознавать ее значение. А если возникает интерес к результатам своего труда - появляется интерес к приобретению знаний. Этот процесс связан с переживанием школьниками чувства радости и удовлетворения от своих достижений.
Младшие школьники всегда испытывают особенное чувство гордости, особый подъём сил, когда педагог отмечает их старания и результаты.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто "зазубривать". Для запоминания такого материала младший школьник должен понимать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.
Ученик начальной школы способен быстро выучить и использовать иностранный язык с поддержкой окружения, родителей и учителей. По словам лингвиста Стивена Крашена, ребенок может выучить язык, когда родители будут учить его. У ребенка есть время, чтобы понять язык, слушая учителей, родителей, и использовать его в своих выразительных целях. К тому же среда образовательного учреждения оказывает значительное влияние на обучение, она влияет не только на настроение, мотивацию или продуктивность, но и на творчество.
Творчество - это умственный и социальный процесс, включающий в себя порождение новых идей или концепций, или новых ассоциаций творческого разума между существующими идеями или концепциями.
Как же происходит влияние школьной и домашней среды на творчество детей?
В 1968 г. специалист по общим системам Георг Ланд организовал исследование программы Head Start, в котором были зачислены те же 1600 детей в возрасте 3-5 лет и снова протестированы в 10-15 лет, чтобы увидеть уровень творческих способностей молодого человека в определенном возрасте. Результаты показали, что в 5 лет у ребенка 98% творческих способностей, в 10 лет изобретательность снижается до 30%, а в 15 лет достигает лишь 12%. Как видно, период, когда процент творческих способностей заметно падает, приходится на начальную школу.
Творческая деятельность (например, рисование, актерское мастерство или танцы) поощряет настойчивость и способность противостоять скуке, что ведет к большей самодисциплине и мотивации.
Ученик - это от природы творческий человек, которому нужна поддержка, чтобы оставаться мотивированным, дисциплинированным и открытым человеком.
Характеристики ученика начальной школы являются наиболее ценными, когда речь идет об обучении молодой личности, которую в этом раннем возрасте необходимо развивать и поддерживать. Ученик быстро учится, и причина кроется в окружающей среде, в которой он находится, и в том, как с ним общаются взрослые или ученики той же возрастной группы. Он может, например, изучать язык, слушая, как разговаривают родители, учитель или другие люди (на улице, по телевидению, в Интернете), общаясь на уроках.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
В число задач, которые стоят перед учителем в связи с обучением иностранному языку, входит также и задача научить школьника слушанию и пониманию иностранной речи. Без понимания речи на слух, то есть без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Поэтому так важно рассмотреть различные способы обучения этому виду речевой деятельности.
Начальный этап является важнейшим, так как именно на младшем этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода овладения аудированием.
Популярным способом обеспечения подлинного общения является живое слушание, когда учитель разговаривает с учениками. Это имеет очевидные преимущества, так как позволяет им практиковать слушание при общении лицом к лицу.
Живое прослушивание может принимать следующие формы:
Чтение вслух: увлекательное занятие, когда учитель читает вслух всему классу. Это позволяет ученикам слышать четкую устную версию письменного текста и может быть чрезвычайно приятным, если учитель готов читать с выражением и убеждением.
2) Рассказывание историй: учителя находятся в идеальном положении, чтобы рассказывать истории, которые, в свою очередь, обеспечивают отличный материал для прослушивания. На любом этапе рассказа учащихся можно попросить предсказать, что будет дальше, описать людей в рассказе или передать комментарий другим способом.
Интервью является одним из наиболее мотивирующих способов прослушивания, особенно когда учащиеся сами придумывают вопросы. В таких ситуациях ученики действительно прислушиваются к ответам, которые они сами просили, вместо того, чтобы принимать вопросы других людей.
Беседы: если мы сможем убедить коллегу прийти в наш класс, мы сможем поговорить вместе об английском или любом другом предмете. Затем у учащихся есть возможность не только слушать, но и наблюдать за взаимодействием.
Когда наши ученики выполнили задачу, мы должны провести сеанс обратной связи, чтобы проверить, успешно ли они ее выполнили.
Важно оказывать поддержку при организации обратной связи после прослушивания, чтобы противостоять любым негативным ожиданиям учащихся, и если мы хотим поддержать их мотивацию. Когда учащиеся прослушивают запись для понимания, мы можем побудить их послушать его еще раз, чтобы заметить разнообразие языковых и речевых особенностей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие / Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
Ефимова Р.Н. Фонетика: Начинаем читать, писать и говорить поанглийски. - Спб.: КАРО, 2004. – 25 с.
Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. – М.: Просвещение, 2008. – 214 с.
Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального обучения чтению / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 2002. – С. 7–49.
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1999. – С. 380–404.
Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1998. – С. 301–305.