Просмотр содержимого документа
««Методические приемы при обучении английскому языку»»
Доклад на тему:
«Методические приемы при обучении английскому языку»
Активизация инновационной деятельности
учителяанглийскогоязыка
На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогическими работниками наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Знание иностранных языков становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков учащихся, способных решать задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы и методы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало, предполагающее развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, которые обеспечивают решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления и др.
Цель моего доклада: выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе; – применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности; – рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления; – обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.
Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности.
Виды технологий обучения.
Учебно-исследовательская и проектная технология. Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям, используются многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности, где решаются следующие задачи: овладение учащимися технологическими циклами выполнения проектных работ; формирование умений публичной защиты собственных идей.
В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными например, коллаж или альбом и групповыми.
Применяя технологию игрового обучения, активизируются коммуникативный аспект деятельности учащихся. Ребёнок всегда играет, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Этот смысл и элементы игры на уроке я смогла найти в использовании сказок, которые максимально облегчают понимание и усвоение материала, соответствующего уровню начального этапа обучения английскому языку. Моим ученикам очень нравится, когда я использую куклу Тим, Барби, герои сказок «Теремок», «Репка» и другие персонажи.
Интегрированные уроки помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Любая страноведческая тема требует владения дополнительной информацией о культуре, людях, системе образования, географии, климате, политике, истории страны изучаемого языка. Так, например, при подготовке урока по теме «Лондон» понадобится знание зарубежной литературы. Или Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Здесь формируются и межпредметные навыки.
Тестирование предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. Можно использовать данную технологию после изучения лексики и грамматического материала. Также можно проводить взаимотестирования, где соответственно 2 или 4 ученика выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу. На данном этапе происходит взаимопроверка. Проверяя работу товарища, ученик исправляет ошибки и закрепляет свои знания по теме.
Здоровьесберегающие технологии и методики (физкультминутки) решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе формируется здоровый образ жизни школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки навыков, охраняющих жизнь и здоровье. Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету принадлежит нестандартным формам урока: «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», «Звездный час», «Урок – путешествие» и др. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения.
Использование информационных технологий, Интернет-ресурсы помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают: изучение лексики; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Далеко не секрет, что современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед нами встает вопрос, какими приемами без принуждения приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными? Помогает организация чтения, как печатных изданий, так и Интернет сайтов, которые систематически организуются уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках английского языка с помощью Интернета, решается целый ряд дидактических задач: формируются навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствуются умения письменной речи школьников; пополняется словарный запас учащихся и формируется у школьников мотивация к изучению английского языка.
Интерактивная доска является современным средством, позволяющим более качественно организовывать процесс обучения, применять учебные пособия со световым эффектом, красками, просмотром. Про неё можно сказать так: весь мир открывается перед тобой нажатием одной кнопки.
А также электронные учебники широко используются в учебном процессе, они способствуют углублению знаний.
Электронный учебник - это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержание учебного предмета. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
Я использую разные задания, типа «закончи предложения», соотнеси слова в правой и левой колонке, соотнеси слова и картинки. Использование инструмента «Шторки» также помогает при контроле лексики, способствует созданию атмосферы заинтересованности: дети говорят перевод слов с английского или русского языка, при этом нужная половина доски закрывается шторкой. Дети могут озвучивать предложения или рассказ с использованием лексико-семантической таблицы с закрытыми шторками, а затем проверить себя. Или другой вариант: более сильные дети рассказывают тему с закрытыми шторками, а дети послабее рассказывают тему с опорой на лексико-семантическую таблицу на доске Эти упражнения способствуют развитию памяти, повышению интереса, вовлечению всех учащихся в процесс урока..
Использование коллекции звуков также помогает в проведении урока(задание кто произносит эти звуки), способствует созданию атмосферы заинтересованности, снятию психологического напряжения. Например, при проведении урока по теме «Животные» учащиеся должны определить, кто из животных произносит звуки.
Провожу уроки с использованием мультимедийных учебных курсов, цифровых образовательных программ, электронных учебников. Также провожу онлайн тестирования разного уровня.
Активно использую возможности сети Интернет для самообразования и саморазвития, общения. Являюсь постоянным участником образовательных порталов и форумов для педагогов: учительские порталы «Про школу», Завучинфо», «Инфоурок».
Внеурочную деятельность обучающихся организую через проведение консультаций, исследовательскую работу, выполнение проектов. Систематически оказываю помощь при подготовке рефератов по предметам, поиску и обработке информации, при подготовке к конференциям, олимпиадам. Повышение языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей учащихся – основные вопросы, которые стараюсь решить во внеурочной деятельности. Для оптимального решения этих задач стараюсь разнообразить формы внеклассной работы по английскому языку:
· занятия дополнительного образования – кружки;
· индивидуальная работа с одарёнными учащимися;
· проведение недели английского языка;
· участие в научно-практических конференциях,
· посещение музеев, театров, встреч с интересными людьми;
· семинары, республиканские, всероссийские и международные конкурсы.
Использую ИКТ, наглядный материал, музыкальные приемы, инсценировки мини-диалогов с игрушками, песнями.
Другой формой внеурочной деятельности является неделя английского языка. Мероприятия организовываются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Ребята своими руками создают атмосферу праздника: шары, газеты, кроссворды, названия кабинетов, приветствие друг друга – всё на английском языке, демонстрируют свои театральные и лингвистические способности в постановках, декламируют стихи, поют песни, участвуют в викторинах.
Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают преподавание иностранных языков. Их применение не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность как учителя, так и ученика, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.