Коммуникативная компетенция, как средство, направленное на достижение практического результата в овладении английским языком
Коммуникативная компетенция, как средство, направленное на достижение практического результата в овладении английским языком
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучающихся.
В настоящее время значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Существенно изменился также социокультурный контекст изучения иностранных языков во всех странах Европы, включая Россию. Внедрение в практику обучения иностранным языкам коммуникативно-ориентированного подхода было предпринято с целью сохранения и умножения богатого языкового и культурного наследия разных народов, для интенсивного обмена технической и научной информацией, достижениями в области культуры, для повышения мобильности людей. Ключевым принципом этого подхода явилась ориентация на овладение языком, как средством общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для обучающихся. Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека, а формируется в процессе общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетенция, как средство, направленное на достижение практического результата в овладении английским языком»
Коммуникативная компетенция, как средство, направленное на достижение практического результата в овладении английским языком.
Козьменко И. В.
Преподаватель английского языка
ОГАПОУ «БСК»
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучающихся.
В настоящее время значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Существенно изменился также социокультурный контекст изучения иностранных языков во всех странах Европы, включая Россию. Внедрение в практику обучения иностранным языкам коммуникативно-ориентированного подхода было предпринято с целью сохранения и умножения богатого языкового и культурного наследия разных народов, для интенсивного обмена технической и научной информацией, достижениями в области культуры, для повышения мобильности людей. Ключевым принципом этого подхода явилась ориентация на овладение языком, как средством общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для обучающихся. Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека, а формируется в процессе общения.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая или формальная (grammatical competence) компетенция - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
Социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению.
Дискурсивная компетенция (discourse competence) - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании.
Cоциокультурная компетенция (sociocultural competence) - знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры.
Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая, по мнению многих исследователей, может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию. Формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве ведущей и при обучении иностранным языкам, поскольку она наиболее точно отражает предметную область "Иностранный язык". Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус дисциплины "Иностранный язык".
Существует множество путей развития коммуникативной компетенции, предлагаемых различными методистами и психологами. Так, например, Полат Е.С. обращается к методу проектов для развития коммуникативной компетенции. Этот метод уже широко используется в процессе обучения иностранным языкам. Кроме метода проектов существует ряд других мероприятий, сопутствующих развитию коммуникативной компетенции. Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в различного рода видах деятельности. Гуманистический подход предполагает обучение, сконцентрированное на обучаемом. Это означает, что взаимодействующие между собой обучающиеся являются центром познавательной активности на занятии. Здесь необходимо подчеркнуть, что коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей обучающихся на деятельность в ином культурном пространстве. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий. К нетрадиционным формам относятся такие занятия, как видео-урок, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник и др.
Такие виды работы активизируют мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивают их интерес к литературе, служат лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляют знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Нестандартные формы занятий расширяют знания обучающихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивают у студентов способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
Прежде всего, необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности. Как известно, целью обучения иностранного языка, как в школе, так и в ссузе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом их успешной речевой активности являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых обучающиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге разных культур.
Список литературы
1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
2. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
4. Левитан, К.М . О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001.
5.. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005
6. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. -
7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991