kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных интерактивных технологий на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании интерактивных технологий, их форм, принципов, методов.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования данного исследования в процессе обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных интерактивных технологий на уроке английского языка»







Тема: «Использование современных интерактивных технологий на уроке английского языка»







Ткаченко Ирина Николаевна

учитель английского языка

I квалификационная категория







г. Бендеры, 2021г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты современных интерактивных технологий обучения………………………………………………………………………...4
1.1 Общие понятия о технологиях и методах интерактивного обучения…………………..…………………………………………………….4

1.2 Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения………………………………………………………………………...6

Глава 2. Практическое применение современных интерактивных технологий на уроке английского языка ……………………………………..8

2.1 Технологии интерактивного обучения……………………………………8

Заключение………………..…………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………………………………….16

















Введение

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности- интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Однако, еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах». Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов. [6]

Актуальность данной работы обусловлена особым местом, которое занимают технологии интерактивного обучения в современной системе образования.

Цель работы: проанализировать интерактивный подход к обучению, определить в чем преимущество интерактивных технологий по отношению к традиционным методам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и задачи интерактивных технологий;

2. Изучить основные формы, принципы и технологии интерактивного подхода;

3. Рассмотреть организацию обучения по интерактивным технологиям.

Теоретическая значимость состоит в исследовании интерактивных технологий, их форм, принципов, методов.

Практическая значимость состоит в возможности использования данного исследования в процессе обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты современных интерактивных технологий обучения

1.1 Общие понятия о технологиях и методах интерактивного обучения

Метод обучения (от др. греч. МЭипдпт - путь) - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. [14]

Рассмотрим подробнее интерактивный метод обучения.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. [23] Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. [4]

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. [16]

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.















1.2 Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. [2]

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами». [1]

Так, при пассивном методе обучения информация поступает от учителя к ученику.

Рисунок1- Схема пассивного метода

При активном методе обучения- взаимодействие учителя и ученика.

Рисунок 2- Схема активного метода

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. Они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. [1]

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель- ученик- ученик».

Рисунок 3- Схема интерактивного метода

Таким образом, цель интерактивного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы образования.

Глава 2. Практическое применение современных интерактивных технологий на уроке английского языка

2.1 Технологии интерактивного обучения

В настоящее время разработано достаточно большое количество интерактивных технологий, среди которых можно выделить следующие: «Кластер», «Карусель», «Броуновское движение», «Аквариум», «Jigsaw (ажурная пила)», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Проектная деятельность» и т.д. [7]

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных технологий, которые являются инновационными в практике преподавания иностранных языков.

Технология «Кластер» как один из методов критического мышления. Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.

Приведу пример кластера в 4 классе при изучении темы “Animals”. Учащимся было предложено посмотреть на схему (кластер), в центре которой записано ключевое слово “Animals” и назвать слова, ассоциирующиеся с данным словом.

Рисунок 4- Схема (кластер) по теме “Animals”

Целесообразно вернуться к этому же кластеру в конце урока или изучаемой темы и предложить детям дополнить его. Слов- ассоциаций будет значительно больше.

Технология «Карусель» – интерактивный метод работы, который позаимствован из психологических тренингов. Суть данного метода в следующем: образуется два кольца - внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие или стоящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики примерно через каждые 30 секунд меняются, передвигаясь по часовой стрелке по команде учителя. Таким образом, учащиеся успевают проговорить за несколько минут несколько раз одно и то же высказывание.

Предлагаю рассмотреть данную технологию на примере начальной школы. Дети были поделены на две равные группы и были выстроены в два круга: один внешний, другой внутренний. Ребята играли в эту игру первый раз, отрабатывали диалог знакомства.

- Hello!

- Hi!

- What is your name?

- My name is Alina. What is your name?

- I am Sasha. How old are you?

- I am 7. How old are you?

- I am 8. Goodbye!

- Goodbye!

Затем пары поменялись, диалог повторился с другими участниками. При количестве 10 детей в группе каждый учащийся произнес диалог 5 раз.

Хочу познакомить вас с приемом использования компьютерной программы, так называемом «облаке слов» или “word cloud”, который я часто использую на своих уроках, детям он очень нравится.

Word Cloud — это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме, напоминающей форму облака. Такое облако можно распечатать его или сохранить в галерее на сайте программы.  Яркие картинки будут привлекать внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти.

Рассмотрим это на примере 5 класса с использованием интерактивной технологии «Карусель». После того, как ученики разгадали кроссворд и определили тему урока “Moscow Zoo”, из предложенного облака слов они сформулировали цель урока- научиться извлекать новую информацию о животных Московского зоопарка. Для того, чтобы систематизировать новую информацию, обучающиеся получили рабочие листы с таблицей. Затем учащиеся читали текст из учебника и отмечали в таблице правильные варианты ответов на вопросы. Для того чтобы проверить правильность выполнения задания, учащиеся задавали вопросы друг другу и получали ответы на них.

Рисунок 5- Облако слов по теме “Animals”

Следующая технология «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов- заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

К примеру, при изучении темы «Food and Drinks» в 4 классе каждый ученик получил карточку с заданием: ―Ask your classmates about their favourite food and drinks. Учащиеся использовали следующие вопросы: What is your favourite food? Do you like milk or juice, tea or coffee? What do you have for breakfast, lunch, dinner? Полученную в результате диалога информацию учащиеся заносили в карточку.

Name

Food

Drink

Breakfast

Lunch

Dinner







А также при помощи данной технологии ребята узнали о вкусовых предпочтениях среди своих одноклассников.

Технология «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее.

Так, например, изучая в 9 классе тему «Youth Organizations» учащимся был предложен «аквариумный диалог», где текст диалога — это разговор представителей нескольких молодежных субкультур. Задача ребят была – передать соответствующие черты, особенности той / иной субкультуры, а задача зрителей – определить, какую субкультуру представили выступающие.

Технология “Jigsaw” («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Так, например, при изучении грамматического времени Present Perfect Tense в 7 классе, я предложила учащимся заполнить таблицу с графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».

Present Perfect Tense

Случаи употребления


Форма


«Указательные слова»


На заключительном этапе учащимся было предложено выполнить тест. Результаты были суммированы, всей группе была выставлена оценка.

Очень интересная технология «Мозговой штурм» (мозговая атака, brainstorming) получила большую популярность на многих уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Данный метод актуален и при изучении новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

Например, изучая в 6 классе тему “Interesting Places in Great Britain”, учащиеся называли как можно больше слов, относящихся к теме, используя буквы ключевого слова.

T – Thames, Tower of London, …

R – river, raven …

A – Admiral Nelson, ancient, …

V – Victoria, visit, …

E – Europe, enjoy, …

LLondon, lake, …

Интерактивная технология «Синквейн» представляет собой составление специфического нерифмованного стихотворения из пяти строк. При этом каждая строка пишется согласно определенному требованию: первая – одно слово (имя существительное), обозначающее тему синквейна; вторая – два слова (обычно имена прилагательные), описывающие главную тему; третья – три глагола, выражающие действия в рамках данной темы; четвертая – законченная фраза (афоризм, цитата, крылатое выражение, пословица или самостоятельно составленная фраза); пятая – одно слово, являющееся синонимом к теме.

Рассмотрим данный метод на примере 6 класса на тему “Sights of Great Britain”. Учащимся была дана задача составить синквейн по данной теме. Один из примеров ребят о Лондонском Тауэре.

1)     The Tower of London

2)     ancient, historical

3)     take place, take part in, take care of

4)    It has a cruel history

5)    a fortress

Впоследствии конечный вариант использовался как опора для пересказа изученного текста.

Следующая технология «Проектная деятельность». На уроках английского языка я часто использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяет им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями.

Метод проектов на уроках английского языка я использую с первого года обучения. Первый проект «Моя любимая буква» я провожу во втором классе. Второклассники представляют свою любимую букву в различных образах (делают поделку или рисунок), используют различные техники изображения своей любимой буквы и придумывают о ней сказку или стихотворение.

Также одним из любимых проектов младших школьников является проект «Мое любимое животное». Дети думают о каком животном они хотели бы рассказать, и что для этого нужно узнать. Оформляют его в виде рисунка или поделки, включая небольшое сообщение.

Учащиеся 5-7 классов любят мечтать и фантазировать. Так в 5-м классе ребята создали проекты «Город моей мечты». Целью проекта являлось создание плана или рисунка города своей мечты.

Так же семиклассники воплощали свои идеи и фантазии, создавая групповой проект «Школа будущего». Главной задачей учащихся было создать макет школы будущего и представить его одноклассникам. На презентации своего проекта учащиеся рассказывали о системе образования своей школы, оборудовании классных кабинетов, расписании занятий и о многом другом.

Одной из составляющей современной системы образования является патриотическое воспитание. Пятиклассниками был создан проект «Мой родной город». Учащиеся искали информацию о географическом положении своего города, об истории, о достопримечательностях, оформляли плакаты. Защита проводилась на английском языке.

Все эти технологии направлены не только на то, чтобы передать определенную сумму знаний, но и способствуют установлению эмоциональных контактов между учениками; развитию коммуникативных умений и навыков; обеспечивают учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. [18]





Заключение

Таким образом, подводя итог по данной теме можно сделать следующие выводы:

1. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

2. Интерактивные технологии обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

3. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

4. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Список использованной литературы

1. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Женщина. Общество. Образование: Материалы 13-ой междунар. науч.-практ. конф., 17 декабря 2010г./Минск. Женский институт Энвила. - Минск, 2011. - c. 281-283.

2. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. 2003.

3. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения \\ Минск - 2003, с. 13-14.

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998

5. Коанышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. - СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006.

6. Коротаева Е. В. Хочу могу умею! Обучение, погружённое в общение - Мн., 1997

7. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н // Д.: Феникс, 2005.

8. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. -- М.: Академия, 2008.

9. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.

10. Пидкасисый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. С. 268.

11. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,

12. Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции (22 мая 2013 года). Статьи и доклады участников конференции. C. 139- 157.

13. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы». -М., 2005.

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/

15. http://www.phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI_01/0.htm

16. http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование современных интерактивных технологий на уроке английского языка

Автор: Ткаченко Ирина Николаевна

Дата: 28.06.2022

Номер свидетельства: 610718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Использование виртуальных туров при обучении английскому языку "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-virtual-nykh-turov-pri-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "139049"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417631566"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Доклад на тему "Развитие устной речи на уроках английского языка" "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-razvitiie-ustnoi-riechi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206284"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430145054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "«Применение ИКТ на уроке английского языка» "
    ["seo_title"] => string(48) "primienieniie-ikt-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "157977"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421677213"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Саморазвитие и самореализация учащихся на уроках английского языка через использование проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(129) "samorazvitiie-i-samoriealizatsiia-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "148546"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419771446"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства