Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийного учебного пособия на занятиях по английскому языку»
Использование мультимедийного учебного пособия на занятиях по английскому языку
В современном обществе происходит применение средств информационных технологий во многих сферах деятельности, в том числе в сфере образования. Современные информационные технологии обеспечивают активное, творческое овладение учащимися изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом более высоком уровне. Наиболее сильное воздействие на учащихся оказывают интерактивные учебные пособия. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка пользуется возможностями, которые они предоставляют, так как они обогащают процесс обучения и позволяют сделать обучение более эффективным.
Как известно, наиболее легко изучение языка происходит в общении носителей языка. Однако не все могут позволить себе живое общение. Несмотря на это, существуют доступные способы создания естественной среды именно при помощи интерактивного учебного пособия.
Цель такого пособия заключается в том, чтобы облегчить практическое овладение английским языком как средством общения; готовность и способность студентов осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме)
Применение интерактивного учебного пособия помогает решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом.
Тем самым, задачи, которые решаются с помощью его использования на занятиях английского языка, включают в себя поддержку учебной работы учащихся, доступ к информационным системам, развитие познавательного интереса и мотивации к изучению английского языка. Подобное занятие предназначено для изучения нового материала, введения новой информации и расширения кругозора учащихся, закрепления пройденного материала, отработки учебных умений и навыков, практического применения полученных знаний, обобщения и систематизации знаний.
Актуальность создания интерактивного учебника объясняется быстрым развитием системы образования, которая активно пополняется новыми методами, такими как дистанционное обучение, использование интерактивных учебников, компьютерное тестирование студентов. Кроме методов, улучшается также и материально техническая база: приобретаются компьютеры и оргтехника, отвечающие современным требованиям.
В свою очередь новизна заключается в том, что электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и т.д.
«Электронный учебник» представляет собой методические пособия в цифровом формате и широко применяющиеся в рамках такой дисциплины как иностранный язык, обладает рядом значительных преимуществ, а именно: автоматизированный процесс создания и обработки учебных материалов, хранение значительного объема информации в удобном формате, возможность работы с огромным объемом данных. При этом оформление «электронных учебников» может быть ярким, запоминающимся, содержать множество графических изображений (рисунков, схем, таблиц и т.д.), сопровождаться звуковыми и анимационными эффектами.
При использовании на занятиях интерактивного учебника структура занятия принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.Материал в нем даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, оннаправлена на достижение целей и задач конкретного занятия. Содержит множество графических изображений (рисунков, схем, таблиц и т.д.), сопровождаться звуковыми и анимационными эффектами.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Большинство электронных средств обучения, создаваемых преподавателями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "интерактивное учебное пособие", описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.Такой самостоятельный подход может служить одним из стимулов к познавательной деятельности, который оказывает влияние на эффективность и качество запоминания изучаемого материала.
Демонстрация «электронных учебников» напрямую связана с соблюдением принципа наглядности, относящегося к разряду общих дидактических рекомендаций.
Преимущества использования электронного пособия по английскому языку заключается в том, что учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. В настоящее время создаются мультимедийные энциклопедии по многим дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Наглядные методы на занятиях применяются в совокупности со словесными и практическими методами, и способствуют более глубокому, детальному изучению объекта как в натуральном виде, так и в символьном (рисунки, схемы, таблицы и т.д.). Инструментами при этом наряду с компьютерами выступают экранные средства (мультимедийные проекторы, интерактивные доски).
Мультимедийный электронный учебник, тем самым, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:
-Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
-Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
-Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Тем самым, применение интерактивного учебника становится эффективным способом интенсификации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения. Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации. Также позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.