Использование мнемотехники на уроках английского в 6 классе.
Использование мнемотехники на уроках английского в 6 классе.
Статья рассматривает эффективное применение методов мнемотехники при изучении английского языка у школьников 6 классов. Авторы исследуют влияние использования мнемотехники на формирование лексико-грамматических навыков у учащихся и представляют результаты эксперимента, проведенного в школьной среде. Статья описывает конкретные приемы мнемотехники, такие как создание ассоциаций и параллелей, способствующие более глубокому усвоению материала. Результаты исследования указывают на значительное улучшение запоминания слов и грамматических структур, а также на рост мотивации учащихся к изучению английского языка. В целом, статья показывает, что применение приемов мнемотехники в учебном процессе способствует более эффективному усвоению лексики и грамматики учениками младших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники на уроках английского в 6 классе.»
Бочин Н.А.
Научный руководитель: к.пед.н., доц. Грецкая Т.В.
Г. Санкт-Петербург, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКА НА УРОКЕ 6 КЛАССА.
Статья рассматривает эффективное применение методов мнемотехники при изучении английского языка у школьников 6 классов. Авторы исследуют влияние использования мнемотехники на формирование лексико-грамматических навыков у учащихся и представляют результаты эксперимента, проведенного в школьной среде. Статья описывает конкретные приемы мнемотехники, такие как создание ассоциаций и параллелей, способствующие более глубокому усвоению материала. Результаты исследования указывают на значительное улучшение запоминания слов и грамматических структур, а также на рост мотивации учащихся к изучению английского языка. В целом, статья показывает, что применение приемов мнемотехники в учебном процессе способствует более эффективному усвоению лексики и грамматики учениками младших классов.
Ключевые слова: английский язык, мнемотехника, лексико-грамматические навыки, быстрое запоминание, мнемические процессы.
Актуальность. В процессе обучения детей и подростков всегда уделялось особое внимание развитию познавательных психических процессов, особенно памяти. Развитие навыков запоминания и воспроизведения информации позволяет эффективно усваивать любую информацию, что в конечном итоге приводит к успешному обучению. Память занимает важное место в процессе изучения иностранного языка. Это связано с тем, что именно от этого когнитивного процесса зависит, насколько эффективно будет усвоен изучаемый язык, включая лексику и грамматику. В образовании особенно важно применять различные методы и приемы, чтобы сделать обучение живым, интересным и в то же время полезным. Для того чтобы повысить эффективность и результативность учебного процесса, необходимо создать условия для легкого и быстрого запоминания. Одним из инструментов, используемых для улучшения усвоения и запоминания информации, является применение мнемонических техник. Несмотря на существующую базу исследований в этой области, потенциал исследовательского процесса по использованию мнемотехники среди учащихся 6 классов еще не полностью раскрыт.
Материалом для исследования служил учебно-методический комплекс «Английский в фокусе. Starlight» для 6 класса, под авторством К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой.
Выбор методов определен с задачами каждого этапа исследования. В данном исследовании были использованы теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение научной литературы, определение понятий, а также эмпирические методы: полевое наблюдение, эксперимент, интервьюирование в формате свободной беседы
В современном мире владение иностранными языками, особенно английским, играет важнейшую роль. Английский язык остается неотъемлемой частью школьной системы и одним из основных предметов школьного образования. Безусловно изучение английского языка, как и любого другого – трудоемкий и сложный процесс, требующий время и множество сил. Существует множество различных средств, который позволяют педагогу разнообразить обычные 45 минут урока. Игровые технологии, видеофрагменты, песни, общение и другие виды деятельности могут привнести оптимизма и улучшить настроение детей и являются одним из самых лучших способов заинтересовать ребенка. Но методов и приемов, способных помочь обучающимся запомнить большое количество информации существует не так уж и много. Одним из самых эффективных способов достижения высокого результата в изучении иностранных языков является мнемотехника.
Советский психолог и педагог Л.С. Выготский утверждал, что под названием "мнемотехника" следует понимать только метод усвоения знаний с помощью известных технических приемов и средств, основной целью которого является овладение своей памятью.[Выготский 2005: 453]
Ученики 6 классов имеют собственные и отличимые от других психолого-педагогические особенности. Молодые люди в этом возрасте испытывают сильные физические и психологические изменения. Однако основной деятельностью остается учебная. Целенаправленное восприятие и развитие воображения - основа обучения. Учебная мотивация и успешность обучения определяются способностью к самоорганизации учебной деятельности, отношением к предмету и отношением ученика к участникам учебного процесса.[Мухина 1995: 356]
имяобучающегося
лексическиенавыки
грамматическиенавыки
Прохор
76%
72%
Денис
63%
66%
Кира
75%
70%
Арина
80%
74%
Майя
84%
76%
Эвелина
71%
78%
Алиса
83%
92%
Ольга
72%
86%
Местом проведения эксперимента был 6 класс, цель которого была в том, чтобы разработать задания и проверить с помощью опытного обучения, насколько приемы мнемотехники повышают уровень развития лексических и грамматических навыков. На организационном этапе было проведено наблюдение за группой учеников 6 класса и установил, что уровень развития их лексических и грамматических навыков является невысоким. В связи с этим я решил провести лексико-грамматический тест, после которого я выявил следующие результаты
В качестве основного ресурса для формирования лексических и грамматических навыков был выбран УМК «Starlight 6», а именно тема «Home and away». Для проверки гипотезы были выделены 3 урока. На каждый урок были подготовлены презентации, на которых были разделены лексика и грамматика на две разные части. В начале урока, обучающиеся отрабатывали задания по лексике. Помимо презентации, были разработаны задания, направленные на отработку лексики и грамматики. Разработка материалов была нацелена на успешное усвоение лексики по теме: «Travelling». Учащимся в рамках данной темы предлагается выучить такие слова как coach, underground, taxi, motorbike, plane, ferry, bike, taxi, car, train.[Баранова 2013: 13]
Чтобы быстрее усвоить новую лексику по теме «Travelling», были придуманы фонетические ассоциации и рифмовки для детей. Например, обучающимся было сложно запомнить перевод слова «coach» (туристический автобус). Чтобы помочь им в запоминании, было упомянут второй перевод этого слова (тренер) и уже вместе был придуман маленький стишок: «Наш coach едет в coach». Так как слово «тренер» было хорошо известно детям, благодаря изучении этой темы в младших классах, такой стишок стал очень хорошей подсказкой для запоминания. Еще одним сложным словом для обучающихся было слово «ferry» (паром). Для этого слова было очень быстро придумана подходящая ассоциация. Все дети отлично знали персонажа из американского мультфильма «Губка Боб квадратные штаны» по имени Гэри, который жил на дне океана и как любой домашний питомец не любил громких звуков. «Шумный ferry будит Гэри» - именно такой стишок был придуман уже самими обучающимися во время урока, что помогло им в будущем отлично справиться с этим словом на диктанте. Касаемо грамматики, обучающиеся никак не могли запомнить степени сравнений прилагательных, особенно «длинных» слов с более чем двумя слогами. Я попросил обучающихся представить, что любое слово, с более чем двумя слогами это корабль, корабль (difficult) плавает в море (more difficult), чтобы приплыть в порт, нужно чтобы развели мост (the most difficult). Благодаря такой легкой ассоциации, тема степени сравнений прилагательных уже не была такой большой проблемой для обучающихся. После выполненных заданий вновь было проведено тестирование:
имяобучающегося
лексическиенавыки
грамматическиенавыки
Прохор
84%
79%
Денис
68%
70%
Кира
80%
74%
Арина
86%
74%
Майя
89%
86%
Эвелина
78%
87%
Алиса
90%
100%
Ольга
77%
94%
Исходя из проведенного эксперимента можно сделать вывод – приемы мнемотехники способствуют развитию лексических и грамматических навыков. Если педагог является современным и в курсе различных трендов и модных тенденций в мире, то очень легко придумывать различные ассоциации, которые могут помочь детям в изучении иностранного языка. В дополнении также будут показаны гистограммы, на которых можно лучше рассмотреть прогресс обучающихся.
Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Вирджиния Э. Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка. М.: Просвещение, 2013. 120 с.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 456 с.