kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии проблемного обучения как способа индивидуализации процесса изучения английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  технологии проблемного обучения на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности, эффективное средство организации самостоятельной деятельности обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения как способа индивидуализации процесса изучения английского языка»

Использование технологии проблемного обучения как способа индивидуализации процесса изучения английского языка.

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности, эффективное средство организации самостоятельной деятельности обучающихся. Основу технологии проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний. Проблемное обучение- это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Данная технология обучения используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики. Полученный в самостоятельном поиске теоретический и практический опыт усваивается учеником как плод его собственного труда. 

  Виды активных методов обучения:

 Учебная тематическая дискуссия

Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.

Метод "круглого стола”

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаётся одним из наиболее эффективных методов обучения на старшем этапе обучения.

"Интеллектуальный штурм"

 1-й этап - формулирование проблемы, которую необходимо решить.

2-й этап - тренировочная  разминка. Задача этого этапа - помочь учащимся максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов.

3-й этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы.

4-й этап - оценка и отбор наилучших идей.

5-й этап - сообщение результатов мозговой атаки, обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита, принятие коллективного решения.

Анализ конкретных ситуаций:

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач  метод анализа конкретных ситуаций является  наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество  этого метода заключается в том, что на занятиях имеется уникальная возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики.

Проблемное обучение «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка, что так актуально в свете внедрения ФГОС нового поколения.

Использование технологии проблемного обучения создает атмосферу непринужденного общения, где меняется роль учителя. Педагог принимает активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Благодаря использованию проблемных ситуаций на уроках можно достигнуть следующих результатов:

- включить обучающихся во все четыре вида деятельности – чтение, говорение, аудирование и письмо;

- снять страх ошибки при выдвижении гипотез;

- научить работать быстро и эффективно;

- научить не бояться задавать вопросы, выражать линую позицию и отстаивать ее;

- экономить учебное время при выполнении тестов.

Практическая реализация идей проблемного обучения на уроках английского языка.

Работа над лексическим материалом

Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.

Введение новой лексики рекомендуется осуществлять в классе, причем делать упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.

Лексика может вводится тремя блоками:

1) интернациональные слова - слова или выражения, употребляющиеся во многих языках с одним и тем же значением Например: industry, official.

2) слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов). Например: careful (care + ful); carefully (careful + ly)

3) контекст, в котором употребляются новые слова.

Например: kingdom (n): a kingdom – kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.)

При закреплении и контроле лексического материала могут использоваться такие  проблемные задания как - анаграммы, закрытые тесты (close tests), задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов.

Пример  анаграммы:

Guess the words (Угадай слова).

- mrah-  (harm)       

- lbsimopise- (impossible)

-torectp-  (protect)              

-macilt - (climat

-  limd - (mild)

-yrotcaf - (factory)              

-oselbisp- (possible)

   Обучение грамматике.

При работе над грамматическим материалом также применяют проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить обучающихся в роль исследователей.

Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:

Read and compare:

Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tens

Past simple

Past continuous

He played tennis yesterday.

He was playing tennis at 4 o'clock yesterday

He read this book 3 weeks ago.

When I came he was reading a book.

Работа с текстами при обучении чтению, говорению, аудированию и письму.

Исследования в области подростковых интересов показали, что  большинство современных детей не любят читать.   В данной ситуации может помочь  проблемный подход, так как он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.

Например:  при изучении темы «Путешествия» в 11 классе обучающимся предлагается прослушать текст  A Drive In a Motor Car  (Поездка на автомобиле) и выполнить два задания:

а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;

б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.

С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста можно предложить обучающимся предвопрос: прослушайте текст и скажите, почему девушка надела перчатки и повязала шарф на голову (мода того времени).

Стимулировать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста учащимся предлагаются  следующие вопросы:

- по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа;

- каков возраст героев рассказа;

- место и время действия.

Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:

пересказ от лица неодушевленного героя или животного (например: от лица собаки главного героя, которая не принимает активного участия в событиях рассказа);

переработка диалога в монолог и наоборот;

Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.

вопросы о недостающей информации (например: какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника – при изучении англо-говорящих стан);

личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты). Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться;

придумайте окончание рассказа.

Например: при работе над текстом “Swan Lake” в 8 классе трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает  предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. 

Обучение говорению.

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда обучающийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.  

Один из самых популярных методов в современной методике -  метод драматизации диалогов, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты. Этот метод решает задачу обучения говорению, позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся, повышает мотивацию.

Например:  при изучении темы Health (Здоровье) можно предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания могут стать красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотятся в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, не просто изменив лексическое наполнение диалога, но подобрав соответствующую атрибутику – белый халат, стетоскоп и т.п., сымитировав поведение участников диалога.)

Для побуждения к речевым действиям используются проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации. Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь.

Это могут быть ситуации:

- когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минут с посетителем, пока я вернусь);

- при нестандартной провоцирующей реплике собеседника (Я здесь совсем недавно. Где я могу купить фотопленку?);

- при необходимости самому найти такую реплику (Вам предстоит долгий перелет и вам очень нравится ваша спутница).

На самом продвинутом этапе (старшие классы) возможно использование ролевых игр, познавательных ролевых игр, познавательных исследовательских проектов, иноязычных дискуссий .

Таким образом , проблемное обучение способствует формированию у обучающихся необходимой системы знаний, умений, навыков, достижению высокого уровня умственного развития школьников, творческих способностей, а также развитию  у них способности к самообучению, самообразованию.

Проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное обучение школьников, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные  жизненные вопросы.

Список литературы:

          Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроке английского языка. - М.,2004.

          Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.

          Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000

Габдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке// Иностранные языки в школе. – 2005 - №4.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: «Просвещение», 2000.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Токарева Инесса Эдуардовна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства