Использование современных методов диагностики за рубежом и в России
Использование современных методов диагностики за рубежом и в России
На сегодняшний день метод тестирования является наиболее мощным, надежным и объективным в решении различного рода задач. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Использование современных методов диагностики за рубежом и в России
На сегодняшний день метод тестирования является наиболее мощным, надежным и объективным в решении различного рода задач. И в настоящее время в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, основная группа терминов имеет иноязычное происхождение, перевод которых можно осуществить на русский язык. Например, в России тестирование ‑ это проверка знаний посредством теста, за рубежом под тестированием понимается любое экзаменационное испытание.
Существуют разные точки зрения определения понятий «тест». Слово «тест» в первом значении имеет научный аспект и используется учеными-тестологами, которые знают обо всех этапах разработки и применении теста, а также о теоретическом обосновании выбранных способов проверки и обработки полученных результатов в соответствии с классической теорией тестов или современной теорией тестов. Второе значение чаще возникает в практической области: в сознании тех, кто его использует или испытуемых, которые выполняют тест. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса [2;4].
Целью тестов является контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа. Тесты помогают осуществить входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний учащихся. Входной контроль необходим ещё и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Тесты текущего контроля отличаются по вопросам и заданиям, то есть задания должны быть более обширны. В тематическом контроле задания должны объединять вопросы отдельных понятий темы. Суть итогового контроля заключается в том, что учащиеся должны выполнить тесты по окончании каждой четверти, подводя тем самым итог изученного материал.
Главным отличительным признаком предметно-ориентированного тестирования является интерпретация выполнения теста с точки зрения его смыслового содержания. Упор делается на строго определенную содержательную область (что тестируемые могут и что знают), а не на то, как они выглядят на фоне других [1;118].
1. Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу предметных или цикловых знаний - математической, лингвистической и т.п.).
2. Ориентация на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.
3. Доминирующая деятельность испытуемого при выполнении тестов - устные, письменные, компьютерные.
4. Количество объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций).
5. Степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.
6. Скоростной фактор: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и не скоростные.
7. Форма организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые.
Отдельно выделим так называемые адаптивные тесты, основанные на принципе индивидуализации обучения. Каждый учитель понимает, что хорошему ученику нет смысла давать легкие и очень легкие задания, так же как нет смысла давать трудные задания слабому ученику. В теории педагогических измерений была найдена мера трудности заданий и мера уровня знаний, сопоставимые в одной шкале. После появления компьютеров эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний, где трудность и число предъявляемых заданий регулируются в зависимости от ответов учеников.
Тест как форма контроля.
Существуют различные формы тестовых заданий. Такие как задания открытой и закрытой формы. Суть открытой формы заключается в том, что Ответ на задание открытой формы требуется записать. Например, в заданиях на вычисления ответом может выступать число. Записанное число считается с числом – правильным ответом на задание. Если ответом является символ, группа символов, слово, формула и даже фраза, то он (записанный ответ) также сравнивается с заранее известным для составителя тестового задания эталоном – правильным ответом. А задания закрытой формы только требуют из списка выбрать правильный ответ. У тестов есть достоинства и недостатки. Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо долгое время собирать статистический материал. К достоинствам следует отнести:
Тест является наиболее качественным и объективным способом оценивания, объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Тесты ‑ это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный ‑ 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
Тест ‑ это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний ‑ только из четырёх.
Тестирование ‑ является более мягким инструментом, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Также у тестов есть и недостатки:
Разработка качественного тестового инструментария ‑ это длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Таким образом, следует заметить, что использование тестирования учащихся поможет объективно провести проверку знаний, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных программ и успешности усвоения знаний.
Список использованной литературы:
Абакумова Н. Н. Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: Организация и диагностика. ‑ Томск : ТГУ, 2007. ‑ 368 с.
Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. ‑ 2011. ‑ № 4. ‑ С. 3-6.