Просмотр содержимого документа
«Использование медиа - ресурсов на уроке английского языка»
Использование медиа - ресурсов на уроке английского языка.
Несмотря на значительное продвижение компьютерных средств обучения в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остаётся актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки. Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использование медиа – ресурсов для презентации языкового материала. При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно: а)при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б)при изучении грамматического материала, когда у детей 7 – 8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материалу.
Использование МР в процессе обучения обеспечивается определёнными условиями, как на уровне школы в целом, так и на уровне урока. Так при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Ещё проще упорядочить, создав свою медиатеку поступающей и хранящейся информации.
Основными дидактическими условиями для применения МР на уроке являются следующие: а)перспективное планирование; б)методический анализ; в)комплексный подход.
Перспективное планирование необходимо для решения важной методической задачи – подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретнойтеме.
Методический анализ МР предполагает предварительный просмотр МР. В процессе анализа учитель должен: а)определить степень соответствия МР учебной программе, теме урока, изученному материалу; б)наметить задачи применения МР в соответствии с методикой проведения урока; в)выделить в применяемых МР основной и дополнительный материал; г)при необходимости доработать существующий МР.
Комплексный подход к применению МР предусматривает их подбор к определённой теме, учитывая: а)дидактические возможности материала на разных этапах обучения; б)уровень знаний и развития учащихся данного класса; в)подготовленность и опыт учителя в использовании МР.
При решении определённых учебных задач наряду с учебными программами, справочниками, учебниками можно и необходимо использовать Интернет – ресурсы.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет – ресурсов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, webquest.
Хотлист от английского «hotlist» «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов (с текстовыми материалами) по изученной теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно, - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.
Мультимедиа скрепбук – «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. Там содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного материала при изучении определённой темы.
Трежа хант – «охота за сокровищами» содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково - познавательную деятельность учащихся.
Сабджек сэмпл – содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет и направлен на обсуждение социально – заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить своё собственное мнение по изученному дискуссионному вопросу.
Вебквест – «Интернет – проект» - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет - ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достаётся один определённый аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой группе учащиеся перегруппировываются так, Чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать своё собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший ход действия. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрепбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трежа хант и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково – познавательной деятельности учащихся. Их внедрение в учебный процесс будет способствовать развитию коммуникативно – речевых умений учащихся.