Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность как способ повышения эффективности преподавания иностранного языка»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Т.В. Емельяненко
учитель английского языка
ГУО «Гимназия г. Кричева»
Великая цель образования - это не знания, а действия
Герберт Спенсер
Работая учителями иностранного языка в гимназии, мы пришли к выводу, что невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться - это и есть главная задача образования.
Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь. Изучение языка другого народа - явление повсеместное. Желание знать язык - как мечта у всех, а вот поддерживать желание у школьников работать изо дня в день, продвигаясь вперед маленькими шажками,- дело нелегкое.
Когда ученики приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
Как создать условия, при которых изучение языка протекало бы наиболее успешно? В своей преподавательской деятельности большое внимание уделяю формированию мотивов, стремлюсь создать условия для появления внутренних побуждений к учению, осознанию их самими учащимися.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Поэтому часть учеников сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления). При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Решение этой проблемы требует применения инновационных педагогических подходов и технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Необходимо создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Среди разнообразных направлений инновационных технологий, на наш взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются: обучение в сотрудничестве; проектная деятельность; дистанционное обучение; использование ИКТ в учебном процессе. Эти и другие педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня знаний и склонностей.
Использование данных технологий обусловлено также и следующими противоречиями:
непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;
падение интереса к иностранному языку как предмету из-за отсутствия возможности использовать полученные знания вне кабинета иностранного языка;
программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.
В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Современные инновационные технологии обучения, на наш взгляд, являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Именно такие технологии, направленные среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода, применяются на занятиях в школе. В практике преподавания иностранного языка активно используем:
проектные технологии;
информационные технологии;
технологию сотрудничества;
технологию драматизации;
межпредметную интеграцию.
Практика показала, что целесообразно их комплексное, интегративное использование на уроках, во внеурочной деятельности, на факультативах, и во время самостоятельной работы учащихся.
В настоящее время большой популярностью пользуются интерактивные методы обучения. На мой взгляд, внимание к ним вполне оправданно, так как их использование показало свою эффективность при формировании коммуникативной компетенции учащихся. Благодаря вариативности и разнообразию методов их можно использовать на разных этапах урока (организационный момент, введение нового материала, работа с текстом и т.д.). При этом учащиеся вовлечены в общение с высокой степенью интенсивности, создаются комфортные условия обучения, такие, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, а, следовательно, повышается мотивация к изучению языка.
На начальном этапе изучения активно используем интерактивные игры, которые не только создают доброжелательную атмосферу, но и увеличивают время речевой практики, позволяют добиться усвоения материала всеми участниками игры. Так при изучении темы «Праздники» в 5-м классе для тренировки употребления речевых конструкций используем игру «ChristmasTree». Следуя инструкциям друг друга, ученики украшают новогоднюю елку. Конечный результат игры зависит в равной степени от обоих участников, поэтому каждый стремится максимально точно и правильно сформулировать фразу.
Особое внимание следует уделить ролевой игре, так как на уроках подобного рода речевая деятельность учащихся приближена к естественным нормам, что помогает развивать у учащихся навыки общения, способствуют эффективной обработке речевого и языкового материала.
Например, на уроке «Магазины в Великобритании» в 7-м классе, ученикам предлагается совершить заочное путешествие в страну, прогуляться по центральной улице и, воспользовавшись языком международного общения, совершить покупки. При этом половина класса получает карточки со списком покупок, а другая половина является владельцами магазинов. Карточки составлены таким образом, что для того чтобы найти нужную вещь из списка, необходимо дополнительное обсуждение и переговоры. Каждая карточка содержит дополнительное задание типичное для ситуации общения в незнакомом городе.
Что касается старших классов, то здесь мною используются такие варианты обучения в сотрудничестве как StudentTeamLearning (STL, обучение в команде), Jigsaw “Пила”, LearningTogether (обучение под девизом “Учимся вместе”).
Например, приём «интервью» целесообразно использовать при изучении темы «Молодежные организации» в 10 классе.. Задача учащихся опросить членов группы и выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы (учащиеся свободно передвигаются по классу и фиксируют полученную информацию в заранее заготовленную таблицу).
Нами также используются такие приемы как «Банк информации», «Поиск пары», приём «Пустой стул», приём «4угла».
Не вызывает сомнения тот факт, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности, например, методу проектов.
Работа над проектом - это всегда творческий процесс. Можно с уверенностью утверждать: у школьников развивается креативная компетенция, которая является, в свою очередь, показателем коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.
Для эффективности использования проектной деятельности в процессе обучения я использую следующие задания:
для 1-2 учащихся: плакат, коллаж, стихи, эссе, статья, доклад, реферат, исследовательская работа и её вербальное или графическое представление, вопросы викторины, кроссворды;
для 5 и более учащихся: спектакли, концерты, конференции, круглые столы, телемосты.
Ученики 6-х классов участвуют в проекте « MyFirstBook». Будучи четвероклассниками, они начали работу над созданием альбомов, в которых поэтапно отражали информацию о себе, своей семье, интересах, повседневных делах. Работа над проектом осуществляется в течение всего учебного года. Каждая страница является минипроектом, и заполняется после прохождения лексической темы, предусмотренной учебной программой.
Группа ребят из десятых-одиннадцатых классов пишет занимательные статьи об учителях для гимназической газеты.
Кроме проектной, стараемся вовлечь учащихся старших классов в исследовательскую деятельность. Так, ученики 11-х классов подготовили исследовательскую работу на тему “Dolls Around the World” и успешно представили ее на конференции исследовательских работ, проходившей в гимназии.
На своих уроках мы также активно используем информационные технологии, так как обучение с использованием информационных технологий формирует у учащихся самостоятельность, кооперацию (сотрудничество), интерактивность (взаимодействие), креативность (творчество).
Для подготовки к занятиям предлагаем своим ученикам задания из обучающего англоязычного сайта Британского совета http://learnenglish.britishcouncil.org для старшеклассников и http://learnenglishkids.britishcouncil.org для изучающих язык на начальной ступени. Ученики просматривают видео, прослушивают аудио фрагменты, выполняют по ним интерактивные задания, тренируют употребление лексических единиц, участвуют в обсуждениях на форуме. Безусловно, это знакомство с современным, живым языком, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получение знаний из "первых рук”.
Учителя и ученики гимназии входят в международную ассоциацию iEARN, которая объединяет более 20000 школ в более чем 110 странах мира, и даёт возможность учителям и школьникам сотрудничать посредством участия в глобальных телекоммуникационных проектах, разработанных с целью улучшения мира. Первым проектом, в котором мы приняли участие, стал проект “Christmas card exchange” (Обмен поздравительными открытками). Кроме того ученики 5-х классов участвуют в проекте “Folk Tales/Storytelling: Past and Present” (Народные сказки). Ученики 10-11 классов работают над проектом “Local History”,а также приняли участие в проекте “Talking Kites” .
В заключении хотелось бы сказать следующее: сколько бы мы ни старались научить ребёнка говорить на иностранном языке, какие бы силы ни прилагали, если мы будем использовать только традиционные методы обучения, то не сможем в полной мере сформировать лингвострановедческую компетенцию учащихся, добиться устойчивой мотивации к изучению языка. Но если учитель умело сочетает их с использованием современных интерактивных, проектных, исследовательских, информационных технологий, то ребенок сам придёт за заданиями, будет посещать факультативы, участвовать в проектах и заниматься исследовательской деятельностью.