Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся
Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся»
МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
Индивидуализация и дифференциация обучения как одно из направлений сохранения здоровья обучающихся
Учитель: Миягашева Полина Николаевна
Декабрь 2016г.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, эти вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.
Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребёнка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребёнка.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Сегодня, во многом, обучение, в том числе и иностранным языкам, нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного учащегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов. Все это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса и зачастую пополняют ряды второгодников, а сильные ученики теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими. Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения школьников является актуальной.
Теоретическая значимость состоит в выявлении сходства и различия индивидуализации и дифференциации подростков на уроках иностранного языка, в выявлении достоинств и недостатков обучения группах.
Практическая значимость состоит в разработке практических рекомендаций по индивидуализации и дифференциации обучения подростков на уроках иностранного языка.
«Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».
«Дифференциация - учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам».
«Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности».
Таким образом, сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.
Индивидуальный подход нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Однако сущность данного подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников.
Применение на уроках современных образовательных технологий - один из путей к решению Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения Наиболее приемлемой является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся. Познакомившись , с теоретическими основами технологии индивидуализации обучения Инге Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова; дифференциации обучения В.В. Фирсова «Уровневая дифференциация», заимствовав у них эффективные и приемлемые формы и методы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет мотивировать сам процесс обучения, дать возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра продвигаться дальше.
Для учеников индивидуализация и дифференциация имеет огромное значение: дети видят свои результаты, чувствуют, что у них получается, и стараются делать лучше знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, заинтересованностью они относятся к такому занятию! Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Использую разноуровневые задания:
1) карточки с лексическими единицами
2) карточки на составление предложений из слов, которые имеются
3)придумать предложения с новыми лексическими единицами и предлагаю учащимся выполнить те задания , которые они считают для себя выполнимыми—можно работать группой. Сам ученик (группа), исходя из своих способностей, желания, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер. Задания, формирующие навыки использования полученных знаний в жизненной практике: сильные учащиеся выступают в роли помощников учителя и оказывают помощь слабым учащимся:
1) при проверке нового лексического материала сильные ученики могут проконтролировать знания слабых,
2) поставить соответствующую оценку.
Не обойтись сегодня и без внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют развивать системное мышление, стимулировать творческую активность школьников. Повышается темп урока, увеличивается объем самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.
Положительно влияет на состояние здоровья ребенка и включение в содержательную часть урока текстов, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, формирующих отношение к человеку и его здоровью, как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни. Без здоровьесберегающей технологии ,почти, не проходят уроки иностранного языка. Например, тема «Цвета» (начальный класс). Называю красный цвет. Встает тот ученик, у кого в одежде есть такой цвет. Тема «Местоимение», «Цифры». Существует прямая связь между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье ученика. Учителю необходимо находить пути повышения у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к предмету, стремление больше узнать, узнать что-то в необычной форме, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Этому способствуют нетрадиционные формы проведения уроков (дидактические игры, путешествия к Успеху и т.д.).
Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.
Применение технологии индивидуализации и дифференциации обучения помогло в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании и воспитании школьников.
Таким образом, индивидуализация - цель, а дифференциация - средство её достижения. Индивидуализация невозможна без дифференциации, и учета здоровьесбережения, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.