Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка.»
Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка.
Борисова Ольга Александровна, учитель английского языка, МБУ «Школа № 70», Тольятти, Самарской области
Актуальность обучения письму и письменной речи в последние годы несомненно возрастает, это обусловлено тем, что роль письма в обучении английскому языку, как любому иностранному, повышается. Практическая значимость письменного речевого общения в сфере современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет, в частности письменное общение при его помощи, велика. Наша задача, как учителей английского языка, создать максимально подходящие условия для овладения навыками письменной речи. Задачи, которые мы должны решить в процессе обучения письменной речи, включают в себя формирование у учащихся: - графических навыков, - речемыслительных навыков, - умение формулировать мысль в соответствии с заданием, также письменным стилем, - знаний о культуре письменного произведения, о его роли, - интеллектуальной готовности создавать содержание письменного произведения, - аутентичных представлений о содержании письменного произведения. Немаловажно указать среди задач обучения письменной речи расширение знаний учащихся и их кругозора. Письмо и чтение тесно связаны друг с другом, поэтому и обучение должно происходить совместно, одновременно, дополняя и опережая друг друга. В основе письма, так же как и в чтении, лежит единая графическая система и устанавливаются одни и те же графо – фонемные соответствия, различие лишь в их направленности – при чтении мы используем направленность от букв к звукам, а при письме – от звуков к буквам. Письменная речь позволяет сохранить лингвистические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письмо и письменная речь в методике обучения английскому языку выступают как средство обучения, а также как цель обучения языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, который выражается в кодировании определённого содержания графическими знаками. Изучив данные психологов по усвоению материала различными способами, которые приведены ниже, можно еще раз убедиться в важной роли обучения навыкам письма и письменной речи. Итак, психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%. Лингвистическим компонентом содержания обучения письму и письменной речи являются языковые знания, графическая и орфографическая система языка. Психологическим компонентом содержания обучения письменной речи является умение использовать полученные знания и умения на практике, т.е. графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий. Методологический компонент предполагает овладение учащимися приемами и способами выполнения письменных заданий, способствующих более легкому и плодотворному усвоению графики, орфографии, т.д. Трудности обучения письменной речи: - процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим образом выражения мысли - письменное высказывание должно быть конкретным и полным, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию - нет возможности выразительно интонировать свою речь - письменное произведение требует особого грамматического и синтаксического оформления
Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями: - ограниченный словарный запас - боязнь орфографических и грамматических ошибок - интерференция родного языка на уровне слова, фразы, предложения и текста - ограниченные навыки самоорганизации, планирования - отсутствие идей или способов их выражения
Реклама 09
- недостаточная мотивация или отсутствие ее Согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи у обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки: - делать выписки из текста - составлять и записывать план, прочитанного или услышанного - написать короткое поздравление, выразить пожелание - написать личное письмо - написать эссе, сочинение - заполнять анкеты и формуляры - описывать различные факты, явления, события и впечатления - выразить свое мнение по интересующему вопросу - делать учебные записи, тезисы, конспекты - составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов) Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи: 1. Принцип устного опережения (произносить сначала). 2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка. 3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов. 4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений. 5. Принцип поэтапности формирования навыков письма. 1. развитие техники письма. 2. использование письма для овладения языковым материалом. 3. применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи. Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие: 1. Обучение графики; 2. Обучение орфографии; 3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов); 4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.) Приведем классификацию упражнений по развитию навыков письма и письменной речи: К упражнениям, направленным на формирование графических навыков, следует отнести: - упражнения на написание отдельных букв, полностью или частично совпадающих в английском и русском языках (например: Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr и др.) - упражнения на списывание, копирование отдельных слов, фраз, предложений текста - упражнения на звуко - буквенный анализ отдельных буквосочетаний - составление тематических словарей К специальным упражнениям, развивающим навыки орфогра¬фии, относятся: - копирование слова, текста, т. е. списывание с целью усвоения основ¬ных правил орфографии и пунктуации - списывание, осложненное дополнительными заданиями. На¬пример: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, за¬полнением пропусков недостающими буквами или словами с труд¬ным написанием и др. - группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; про¬изводных слов с указанным суффиксом и т.д.) - орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.) - диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, само¬диктант - упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы). К лексическим письменным упражнениям относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые упражнения: - по картинкам: составить письменно несколько вопросов по картинке, описать с опорой/без опоры, сравнить картинки - по тексту: ответить / задать вопросы к тексту, составить план рассказа, изложить письменно краткое содержание текста, написать верные/неверные суждения Важнейшее место письменная речь занимает в формировании монологических умений, которые закрепляются упражнениями следующих видов: -письменное описание картинки (или серии картинок) по теме или по мотивам темы - письменное изложение основного содержания текста (на среднем и старшем этапе) - написание сочинения по теме после ее основательного изучения - написание собственного мнения, выражение собственной точки зрения, аргументирование - составление плана и тезисов для сообщения (доклада) на определенную тему - написание письма зарубежному сверстнику - написание эссе Важно отметить, что для более продуктивного обучения письму и письменной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация, которую требуется постоянно развивать. Учащиеся очень часто пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются, а также с отсутствием мотивации. Необходимо заинтересовать учащихся, подчеркнуть важность овладения письменной речью. Это тяжелый и кропотливый труд, который при правильной организации дает стабильно положительные результаты. На уроках необходимо «провоцировать» детей на письмо, используя игровые технологии, современные технические средства, информационно – коммуникативные средства, это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.