Формативное оценивание на уроках иностранного языка
Формативное оценивание на уроках иностранного языка
Применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Формативное оценивание создано для помощи учебному процессу, путем обеспечения обучаемого информацией, которая может быть использована для определения сильных и слабых мест, а значит, для улучшения показателей в будущем
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формативное оценивание на уроках иностранного языка»
ГУ «Козыкеткенская средняя общеобразовательная школа»
Успенского района
Формативное оценивание на уроках иностранного языка
Герлиц Нина Викторовна,
учитель немецкого языка
с.Козыкеткен, 2015 г
Формативное оценивание на уроках иностранного языка
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» М.Барбер
Актуальность. В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы.
Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. Формативное оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня
Новизна. Применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Формативное оценивание создано для помощи учебному процессу, путем обеспечения обучаемого информацией, которая может быть использована для определения сильных и слабых мест, а значит, для улучшения показателей в будущем
Суммативное оценивание используется, прежде всего, для принятия решений о выставлении той или иной оценки или определения готовности к продвижению. Обычно суммативное оценивание используется в конце учебной деятельности и разрабатывается для суждения об общем уровне учащихся.
Во всех образовательных школах для учащихся чрезвычайно важен этап оценивания. Порой ученики недовольны оценками, которые ставит учитель, потому что он аргументированно не объясняет им, за что ставит ту или иную оценку.
Форма оценивания, которую применяют учителя в школах, преследует цель-фиксирование результатов знаний, письменных и контрольных работ в классных журналах, затем выставление четвертных, годовых оценок с целью перевода ученика из одного класса в другой
Исследовательский характер. В ходе своей педагогической деятельности я поняла, что причина в низкой успеваемости кроется в необъективном оценивании знании учащихся, в отсутствии стимула, мотивации в обучении. Часто задумывалась над тем, как улучшить, какие методы, эффективные приемы применить на своих уроках. А именно в модуле «Оценивание обучения и оценивание для обучения» мне понравилась интересная форма оценивания, где используются параметры, критерии оценивания,где можно применить различные формы оценивания: взаимооценивание, самооценивание, межгрупповое оценивание. Этот вид оценивания исследовали и разработали восточные ученые и назвали его формативное оценивание или оценивание для обучения
Целью формативного оцениванияявляется корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Компоненты формативного оценивания:
1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу
Особенность техники формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике на каждом уроке, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в таком виде, который приемлем как для учащихся, так и для учителя
Формативное оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.
Обратная связь бывает двух видов: устная и письменная. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует:
- отметить то, что выполнено учениками хорошо;
- при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ.
Обратная связь для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед; для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовать методы самооценивания и взаимооценивания.
Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно более всего связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.
Структурность Учитель может рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечает ученик):
1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель? Что нужно было получить в результате?
2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?
3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения?
Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)?
5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.
Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.
Техника заключается в следующем:
Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащиеся, комментируя другую работу, не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента, и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме. Такая форма работы подходит для оценивания проектной работы
Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов оценочных работ. Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания, наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:
- группы детей, для которых определенные задания представляют сложность;
- отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу;
- наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.
Анализируя результаты проверочных работ класса в целом, учителя могут определять темы, под темы и задачи, где ученики проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении.
Результаты аналитической работы должны влиять на принятие решения.
Кроме того, используются методы самооценки и взаимооценки, которые позволяют учащимся почувствовать свою ответственность за свое обучение.
Практическая значимость. Основным элементом образовательного процесса был и остается урок.
Так как я работаю учителем немецкого языка, то мои примеры формирующего оценивания будут касаться уроков иностранного языка. В связи с тем, что уроки иностранного языка становятся более разнообразными, благодаря использованию методик и учебников зарубежных авторов, становятся разнообразными и методы его преподавания. Поэтому и возникает необходимость оценивать знания учащихся, подходя к этому вопросу с учетом современных требований. Для этого используются различные способы формирующего оценивания. Я перечислю некоторые, которые я использую в своей практике. Например,
«Оценочный лист» (рис.1), в который входят критерии оценивания языковой компетенции, на основе которых проставляются баллы за выполненные задания и проводится анализ и обсуждение полученных результатов.
Рис.1 Оценочный лист
Имя ученика
1 задание
2 задание
Всего баллов
Оценка
«3» =14-16 баллов
«4» =17-19 баллов
«5» =20-25 баллов
«Лист самооценивания» (рис.2) , в котором учащиеся выражают свое мнение по отношению к выполненному заданию. Такой лист можно использовать при выполнении самостоятельной работы, работы в группе, работы над проектом или в течение модуля.
Данный метод применяю после введения новой лексики и ее закрепления, дети оценивают себя, сколько слов им удалось усвоить.
(рис.2 ) Самооценка – закрасить нужный кружочек
1.Я оцениваю себя сам
Я запомнил все новые слова
Я запомнил половину
Я запомнил 3 слова и меньше
Лист успеха
Что было нового?
Чего я сегодня достиг?
Что было для меня сложным?
Что нужно сделать?
Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. Потому что в первое время ученики не хотели при оценивании обидеть своих друзей. Тогда мне пришлось прибегнуть к хитрости: вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Например, 10 баллов – это оценка «5», 7 баллов – «4», 5 баллов – «3», 2 балла – «2». Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. После поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно.
Формативное оценивание как часть преподавания для содействия учеников - похвала, жест, самооценка. К методам формативного оценивания относится «Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (все понятно – зеленый, остались вопросы – желтый, непонятно – красный). Этот метод мне позволяет сделать рефлексию после каждого задания, и посмотреть, у каких именно детей возникают трудности, кто понял, а с кем нужно еще работать. «Светофор» я часто использую при аудировании. Одним из инструментов оценивания на уроках в младших классах можно назвать «наклейка как отметка». То есть, за выполненное задание ребенок получает наклейку на обложку тетради. Это происходит в том случае если задание выполнено в соответствии со всеми требованиями. Наклейки со словами “ Excellent”, “ Good job”, Well done” означают, что ты справился с работой, а значит ты молодец. “Try again”, “Think better”- подскажут тебе, что надо еще постараться, хотя ты уже молодец, что выполнил задание. Оцениваются на уроке и отдельные виды работ, и активность, и правильность ответов. Формирующее оценивание повышает успеваемость учащихся на всех ступенях обучения, а исследования показывают, что для отстающих учеников, которым требуется дополнительная помощь, оно оказывается наиболее полезным. Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с печатной и звуковой информацией, владение умениями критического и творческого мышления.
В конце урока детям можно предложить сведущее задание: Элективный (выборочный) тест. Учитель раздает каждой группе карточки с буквами «A,B,C», просит участников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Участникам предоставляется 20 секунд на выбор ответа. Таким образом, учитель подводит итоги своего выступления, насколько доступна была изложенная им информация.
Например:
1. Wie heißt die Hauptstadt der Bundesrepublik Deutschland?
Bonn
Frankfurt
Berlin
Затем я прошу поднять карточки с буквами правильными ответами. Ученики одновременно поднимают карточки. Учитель обсуждает разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют определить уровень понимания участниками изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю – Интересуюсь – Умею, диаграммы, карты и многое другое. Такие виды работы любимы многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. При оценивании данных видов работ применяю стратегии «Плюс-минус-интересно», «Большой палец», «Формативный опрос», «Две звезды, одно пожелание».
Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Оценивая работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы. Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.
Используя все формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика в процессе. Понимая всю важность и значение оценивания в учебном процессе, я вовлекаю своих учеников в процесс оценивания самих себя и одноклассников.
Использованная литература
Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Казахстана (2012)
Блэк П. и Уильям Д. « Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Век X.Оценки и отметки.-1984.
Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценкиучебной деятельности учащихся.\ Начальная школа 1999.
Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Білім», 2012. – 89 с.3.
Формативное оценивание на уроках математики. Практическое пособие для учителя/ Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, 2012. – 76 с