kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативные занятия по иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативные занятия по иностранному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативные занятия по иностранному языку»

Факультативные занятия по иностранному языку

Роль и место факультативов в процессе обучения

С целью углубления и расширения знаний, улучшения трудовой и политехнической подготовки, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащих­ся в школе введены факультативные занятия.

Содержание факультативов предусмат­ривает углубленное изучение учебных предметов, основы­ваясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является связующим звеном между уроками и внекласс­ными занятиями. Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся с научными методами исследо­вания.[28, 52].

По образовательным задачам (т. е. по содержанию образования) можно выделить такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изуче­нию дополнительных дисциплин (логики, второго ино­странного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы (например, курс «Единство материального мира» как межпредметный факультатив по обществоведе­нию, физике и биологии). [28, 52].

Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий мир, узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике, химии, биологии и трудовому обуче­нию, кроме того, вооружают школьников политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся с но­выми открытиями.

Каждый из видов факультативов может подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия. [28, 52].

Организация и методика факультативных занятий

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не свя­занс обязательными занятиями, то группы можно комп­лектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руко­водителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимуще­ство оказывают школьникам, проявившим особенный ин­терес к предмету. Обычно это связано с выбором профес­сии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы, искусства, специалисты промышленного произ­водства и сельского хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.

Программы факультативных курсов разрабатывает Ми­нистерство образования России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащие­ся могут сами решать, какими вопросами в пределах при­мерной программы они будут заниматься. На факульта­тивный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия мож­но проводить или по одному часу в неделю в течение учеб­ного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].

Решение задач факультативных курсов требует разно­образия форм и методов обучения, способствующих подго­товке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознатель­но относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских заня­тиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных прибо­ров и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, непра­вильных способов действия. Поэтому обязательным струк­турным элементом теоретических и практических факуль­тативных занятий является обсуждение результатов ра­боты учащихся.

Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творче­ской деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследова­тельской учебной деятельности — конструктивной, моде­лирования, решения прикладных задач, проведения экспе­риментов и опытов, теоретического поиска. Исследователь­ская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усво­ение методов науки и опыта творческой деятельности, глу­бокое осмысление и запоминание знаний. [28, 23].

Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в пол­тора-два раза больше, чем при изучении обязательных предметов.

Руководство деятельностью учащихся на факультатив­ных занятиях имеет свои особенности. Занятия с неболь­шим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальныйподход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-техническо­го прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].

Теоретические факультативы

Теоретические факультативы организуются для углуб­ленного изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и системати­зации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значи­мость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учи­телем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обо­снованных положений, повторное их доказательство в про­цессе решения качественных задач, коррекция неправиль­ных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщен­ного, осмысление существенного, уточнение знаний, систе­матизация усвоенного).

Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций, семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала на факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопро­сами, направлениями курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационныйхарактер. После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.

Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и систематизации знаний. Они будут эффектив­ными лишь при таком изложении, которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь играет демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала. Целесообразно использовать и приемы создания преднаме­ренно нарушенной логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к па­радоксам, например, предложить составить проекты вечного двига­теля. Прием исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче подвести слуша­телей к пониманию некоторых общих идей современной науки.

Семинарские занятия, проводимые после обзорных лек­ций, направлены на обобщение знаний по изученному ма­териалу и являются пропедевтическими по отношению к новой теме.

К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как научно-теоретическая конфе­ренция. Ее цель — подведение итогов по занятиям факуль­тативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с достижениями науки в данной области знаний. [1]

В процессе проведения факультативов по иностранным языкам целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей планеты», «Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в человеческой культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в современном иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при работе с компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном языке».

Практические факультативные занятия

Основная задача практических факультативов — фор­мирование навыков и умений исследовательского характе­ра в процессе решения технических задач с целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабо­раторные и практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура занятия такова: поста­новка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение организа­ционных вопросов) — решение задач и конкретизация ре­зультатов работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под руководст­вом учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное) — обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и кор­рекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обоб­щение полученных результатов, поиск более рациональ­ных способов решений, интерпретаций, моделей, защита отчетов). [28, 74].

Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.

Большой интерес проявляют школьники к факульта­тивным практикумам по моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование конструктивно-тех­нических умений, необходимых для технических профессий. Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащие­ся выполняют иллюстративные и исследовательские ра­боты, конструируют действующие модели по единой проб­леме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим учитель дает план решения. Если быстро и логич­но мыслящие школьники, допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо предложить при­емы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необ­ходимо предварительно проинструктировать.

По экологии, географии, биологии проводятся практиче­ские работы на местности. Они направлены на формиро­вание у учащихся умений определять состояние и продук­тивность окружающей среды, на развитие у них общих методов познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления причинно-следственных связей. [28, 76].

На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с включением актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы. Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.

Комбинированные факультативные занятия

Такие занятия проводятся как научно-практические конференции, комбинированные, лекционно-практические семинарско-практические уроки. Их структура зависят от дидактических задач, и допускает различные сочетания компонентов. Например, цель лекционно-практических за­нятий — усвоение знаний в процессе объяснения материа­ла и решения задач. Соответственно этому используются два основных метода — лекция (20 минут) и решение за­дач (20 минут). Результаты работы обсуждаются в конце занятия. [28, 56].

Эффективной формой работы является научно-практи­ческая конференция, которой завершается факультатив­ный курс. Она проводится по актуальной теме. Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний, ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной работы, выполненной членами факультатива, профориентация.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Факультативные занятия по иностранному языку

Автор: Дурнайкина Мария Николаевна

Дата: 16.12.2016

Номер свидетельства: 370422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Факультативные занятия, как вид внеклассной работы по иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(67) "fakultativnyiezaniatiiakakvidvnieklassnoirabotypoinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "333996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465565569"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "календарно-тематическое планирование факультативных занятий 1 класс"
    ["seo_title"] => string(68) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiefakultativnykhzaniatii1klass"
    ["file_id"] => string(6) "281097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453468383"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Тематическое планирование факультативных занятий для учащихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoieplanirovaniiefakultativnykhzaniatiidliauchashchikhsia14klassov"
    ["file_id"] => string(6) "281933"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453625616"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта факультативного занятия по теме "Clothes", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia-karta-fakul-tativnogho-zaniatiia-po-tiemie-clothes-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168723"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423291912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства